В Санкт-Петербурге завершила свою работу международная летняя школа-семинар по нано-оптоэлектронике International Nano-Optoelectronics Workshop (iNOW-2014). В рамках мероприятия, организованного Университетом ИТМО совместно с Санкт-Петербургским Академическим университетом, ученые со всего мира обсуждали ключевые вопросы современной науки и делились информацией о новейших разработках в области нано-оптоэлектроники.
Работа iNOW-2014 началась 10 августа в Луге, с 17 августа заседания школы-семинара проходили на базе Академического университета в Санкт-Петербурге. В ходе проведения летней школы ученые, руководители научных лабораторий и представители промышленных компаний прочли лекции о последних достижениях полупроводниковой техники и нано-оптоэлектроники. Молодые ученые узнали о применении квантовых точек для разработки наноразмерных лазеров, о создании биологических, экологических сенсоров и лекарственных препаратов для борьбы с раковыми клетками. В рамках насыщенной образовательной программы также прошли стендовые секции и круглые столы по актуальным проблемам современной науки.
О важности участия российских вузов в международных школах-семинарах, о своих впечатлениях от посещения России, о российском образовании и научной системе в целом в интервью журналистам рассказали профессор Франк Глас, координатор российско-французской лаборатории «Наноструктуры полупроводниковых соединений: синтез, свойства, приборы», и профессор Дитер Бимберг, директор Института твердого тела Берлинского технического университета.
– Как часто вы бываете в России? Какие у вас сложились впечатления от работы в нашей стране? Насколько, по вашему мнению, для российских вузов важно принимать участие в мероприятиях, подобных iNOW?
Ф.Г.: Мы сотрудничаем с рядом российских лабораторий, поэтому здесь я бываю примерно раз в год. Это мой шестой визит. На мой взгляд, участие российских вузов, и Университета ИТМО в частности, в таких мероприятиях, как International Nano-Optoelectronics Workshop, сложно переоценить. В краткосрочной перспективе научные школы-семинары способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов для проведения научных изысканий. В дальнейшем эти специалисты, заинтересовав своими разработками общество, смогут привлечь финансирование для фундаментальных исследований.Д.Б.: Первый мой визит в Россию состоялся в 90-е годы. Это было очень трудное время для страны. Мне пришлось жить в спартанских условиях в общежитии. Тогда я работал в представительстве крупной европейской компании. Помню, что мне удалось договориться с московским офисом моей компании о том, чтобы выделять стипендии лучшим российским студентам и преподавателям. Этот проект жив до сих пор. В целом хочу сказать, что у меня сложились хорошие отношения со многими российскими учеными. Один мой русский товарищ даже работал в Берлинском университете примерно десять лет назад.
– Как вы считаете, изменилось ли в России отношение к науке с тех пор? И как обстоят дела с финансированием научных исследований в Европе?
Д.Б.: На мой взгляд, сейчас отношение к науке в вашей стране стало гораздо лучше. Научные разработки Советского Союза были в основном ориентированы на оборонную промышленность. На сегодняшний день ситуация изменилась, да и запросы промышленности стали гораздо шире. Меня радует, что ваше государство финансирует научные исследования по самым разным направлениям. Будучи членом Консультативного научного совета Фонда «Сколково», я участвовал в формировании послания для Президента РФ, в котором подчеркнул важность увеличения финансирования научных исследований и особенно программ поддержки молодых ученых.
Ф.Г.: Что касается финансирования, могу сказать, что область, в которой мы работаем, относится к фундаментальным исследованиям и результаты наших разработок могут принести коммерческую выгоду лишь спустя десятилетия. Поэтому промышленность и бизнес пока не всегда заинтересованы в нашем финансироваии. На мой взгляд, поддержка фундаментальной науки – прямая обязанность государства. В Европе в последнее время во многих отраслях наблюдается экономический спад, поэтому научные исследования финансируются не так хорошо, как хотелось бы.
– Вы говорите, что поддерживать фундаментальную науку должно государство. А какого типа проекты в первую очередь получают госфинансирование в Европе?
Ф.Г.: Последние выигранные нами гранты относятся к формированию совместных научно-исследовательских лабораторий. Этот проект позволяет закупить самое современное дорогостоящее оборудование, доступ к которому получают сотрудники сразу нескольких лабораторий, входящих в консорциум. Это аналог центров коллективного пользования, существующих сейчас в России.
– Какие программы поддержки молодых специалистов существуют на сегодняшний день в Европе?
Д.Б.: В Германии научные исследования хорошо финансируются и молодых специалистов высоко ценят. Ребята с радостью продолжают заниматься наукой после защиты диссертации. При этом правительство старается поддерживать не только коренных немцев, создавая для них рабочие места с благоприятными условиями, но и иностранных студентов, которые приезжают к нам на обучение.
Добавим, что участие в организации таких мероприятий, как летняя школа-семинар iNOW-2014, осуществляется в рамках программы «5 в 100» и способствует повышению конкурентоспособности Университета ИТМО среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Пресс-служба Университета ИТМО