В первой части Андрей Волков выступил с лекцией на тему «Университет. Контексты и проблемы развития». Он рассказал об основных направлениях развития российской высшей школы, задачах, стоящих перед вузами, о тех изменениях, которые происходят в университетах, в том числе благодаря проекту «5 в 100».

Говоря о международных контактах и повышении конкурентоспособности российских вузов, Андрей Евгеньевич отметил, что механическое копирование зарубежного опыта в большинстве случаев не даст положительных результатов. Ведь между Россией и другими странами существует разница в менталитете, системах образования, традициях. Но и игнорировать хорошие примеры, безусловно, не стоит.

Если в прошлом веке государства соперничали друг с другом в количестве ядерных бомб, ракет, полетов в космос, то сегодня, по мнению спикера, лидером является тот, чья система образования находится на более высоком уровне. В XXI веке борьба идет за «интеллектуальные» ресурсы: студентов, которые умеют и хотят учиться, преподавателей и профессоров, умеющих учить.

«Раньше системы образования даже сравнивать не пытались, – комментирует Андрей Волков. – У каждого она была своя, уникальная. В настоящее время университеты находятся в едином образовательном пространстве, их деятельность имеет много сопоставимых признаков. Такая ситуация сложилась в последние 20-25 лет. Отчасти поэтому во многих странах появились правительственные программы, направленные на поддержку вузов и их интеграцию в мировую систему образования».

Сама идея федерального проекта «5 в 100», который реализуется пятнадцатью университетами России, не нова. Подобные государственные программы существуют в Китае, Франции, Германии, во многих других странах и уже доказали свою эффективность. По результатам рейтинга THE World University Rankings (BRICS & Emerging Economies Rankings), которые 3 декабря огласил в Москве главный редактор журнала Times Higher Education (THE) Фил Бейти, в десятку лучших вошли вузы Китая, Южно-Африканской республики, Бразилии, Турции, опередив европейские университеты из Польши, Чехии, Венгрии. В рейтинге есть и российские высшие учебные заведения (МГУ имени М.В.Ломоносова занимает пятую строчку), хотя большинство из них лишь недавно стало внедрять у себя новые образовательные технологии. Сегодня во многих университетах уже произошли структурные изменения, знаrчительно выросло количество научных публикаций в таких престижных изданиях, как Scopus и Web of science, развиваются программы академического обмена, создаются новые научные подразделения и лаборатории.

Возможно, благодаря этим изменениям в нашем обществе растет понимание того, что без качественного высшего образования успешный карьерный рост невозможен.

Вторая часть встречи проходила в форме дискуссии. Преподаватели и сотрудники Университета ИТМО смогли задать интересующие вопросы советнику министра образования и науки РФ, профессору Московской школы управления СКОЛКОВО и члену Международного совета Университета ИТМО. Они касались и дальнейшей судьбы федерального проекта «5 в 100», и тех изменений, которые происходят в российской системе образования в целом.

«Встреча, безусловно, была продуктивной. Но лично у меня все равно остались вопросы, – делится Сергей Мельченко, директор Института инноваций Университета ИТМО. – В проекте «5 в 100», на мой взгляд, есть определенные противоречия. Например, между ключевыми показателями эффективности, по которым оценивается деятельность вузов-участников, и тем, что происходит в реальной жизни. Ведь университет все-таки живет по другим законам. Как здесь найти баланс? Если говорить о рейтинге, то я не очень понимаю, какие критерии лежат в его основе и почему вузы Китая занимают верхние позиции? Мне очень обидно, что наш университет до сих пор не входит в этот рейтинг, хотя, как мне кажется, все предпосылки для этого есть».

В 2014 году заканчивается первый этап реализации проекта «5 в 100», который стартовал год назад. Конечно, подводить окончательные итоги пока рано, однако нельзя не заметить, что Университет ИТМО за этот год изменился очень сильно. Встреча с Андреем Волковым позволит более четко определить приоритеты при разработке дорожной карты второго этапа реализации проекта «5 в 100» на 2015-2016 годы.

Пресс-служба Университета ИТМО