Полностью отказаться от действующих стандартов обучения финские власти намерены с 2020 года. Вместо привычных химии, математики, биологии или физики, учащиеся станут изучать «темы», которые будут представлять собой комбинированные учебные модули из нескольких дисциплин. К примеру, тема о Евросоюзе будет включать в себя историю, географию, экономику и языки.
Новый учебный подход авторы реформы объясняют тем, что в современных условиях, требующих от людей универсальных междисциплинарных знаний, необходимо развивать у учеников практические навыки, необходимые для конкретной работы. Новый методологический подход к преподаванию уже тестируется в некоторых финских школах, которые обязаны проводить хотя бы один тематический блок обучения в год. По предварительным отзывам новый подход положительно отражается на успеваемости учеников.
Своей решимостью и инновационным подходом финские власти удивили педагогов во всем мире, которые внимательно следят за происходящими изменениями.
«В предметной системе образования недостаток заключается в том, что междисциплинарные связи в ней налажены слабо, а для решения нынешних задач необходимо применять знания из разных дисциплин. Поэтому новый подход к обучению в Финляндии, безусловно, ориентирован на практику. При этом, однако, возникает много вопросов насчет его успешности, потребуется время, чтобы оценить его результаты», – делится мнением доцент кафедры высшей математики естественнонаучного факультета, ведущий аналитик Центра азиатского сотрудничества Университета ИТМО Максим Скрябин.
Одной из задач инновационного подхода является намерение избавить учеников от извечного вопроса «Зачем я это учу?». Поэтому темы для изучения ученики будут выбирать, исходя из собственных соображений необходимости тех или иных знаний в их дальнейшей жизни. Такой подход экономит время на изучении «ненужных» предметов, но знает ли школьник 15-16 лет о том, что действительно сможет ему пригодиться в будущем?
«Наши предпочтения формируются в детстве: склонность к языкам, социологии или математике проявляется уже в раннем возрасте, – комментирует директор Института международного развития и партнерства Университета ИТМО Дарья Козлова. – И судя по всему, развитие именно этих способностей поддерживают наши финские коллеги. У школьников будет возможность изучать то, что им нравится, не растрачивая время на общеобразовательную составляющую. В Америке и большинстве европейских стран студенты так же могут формировать программу своей подготовки в вузе самостоятельно. Эта система доказала свою эффективность, поэтому и в школе переход к ней может быть успешным».
Возникает вопрос, не станет ли такой вид обучения в школе помехой для получения знаний по предметам, необходимым для поступления в университет. В России на сегодняшний день к абитуриентам предъявляются достаточно высокие требования, а проходной балл за единый государственный экзамен ежегодно увеличивается.
«Споры об эффективности ЕГЭ до сих пор не утихают. Но большинство нынешних школьников начинают готовиться к поступлению в университеты заранее и весьма основательно. Поэтому сейчас сложно сказать, будет ли новая финская система обучения соответствовать высоким требованиям вузов других стран», – отмечает директор Центра профориентации и довузовской подготовки Университета ИТМО Марина Шеховцова.
«Нужно понимать, что образование – это прежде всего система, а значит, здесь важен вопрос преемственности новой системы. Надеюсь, что подобная реформа не увеличит разрыв между школой и вузом. Что касается предварительной подготовки к практической деятельности, то если студент хочет заниматься, к примеру, наукой, в вузе он будет изучать дисциплины на более глубоком уровне в соответствии с выбранной специализацией», – добавляет Максим Скрябин.
Но как показывают первые результаты новой системы обучения, финские школьники проявляют большую заинтересованность, осознавая предполагаемую пользу от изучения конкретного предмета.
Пресс-служба Университета ИТМО