Ученые из Университета ИТМО и Пекинского педагогического университета отмечают, что ИКТ интегрируют в образовательный процесс для того, чтобы развить у школьников «навыки XXI века». Технологии повсеместно применяют для повышения доступности и качества обучения, однако современные исследования на эту тему не рассматривают степень использования ИКТ на государственном уровне. В своей статье в журнале Computers and Education исследователи приводят доказательства тому, что в странах с более высоким уровнем информатизации школьники учатся лучше.
Доцент кафедры высшей математики Университета ИТМО и соавтор работы Максим Скрябин рассказывает, что успеваемость оценивалась по результатам исследований PIRLS и TIMSS за 2011 год для школьников младших классов и PISA 2012 для старшеклассников. Эти международные тесты оценивают уровень и качество чтения и понимания текста, математического и естественнонаучного образования, а также грамотность школьников и их умение использовать навыки на практике. Показатели информатизации, в свою очередь, почерпнуты из базы IСТ Development Index (Индекс развития ИКТ), которую собирает Международный союз электросвязи.
«В работе мы опирались на общий уровень развития ИКТ в стране, использование интернета, мобильной связи и так далее, – объясняет Максим Скрябин. – Мы исследовали не применение технологий непосредственно в школе, но учли частоту индивидуального использования ИКТ на основании данных опросников PIRLS/TIMSS и PISA».
Исследователи выяснили, что информатизация положительно влияет, в первую очередь, на успеваемость учащихся начальной школы. Индивидуальное же использование технологий сказывается на оценках скорее отрицательно: школьники часто обращаются к компьютерам и мобильным телефонами для развлечения и тем самым уменьшают показатели их полезности.
Чтобы обработать весь массив данных, ученые использовали иерархические линейные модели и ряд других математических инструментов. Анализ был проведен с поправкой на величину валового внутреннего продукта каждого из рассмотренных государств, что позволяет говорить о достоверности результатов с учетом общего уровня экономического развития стран.
«Государственная политика может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на образовательную систему и некоторые ее аспекты, – отмечает Максим Скрябин. – На успеваемость влияет много факторов, и мы часто их не учитываем. Одним из таких факторов оказалась информатизация».
Добавим: из предыдущих работ было известно, что использование ИКТ повышает мотивацию школьников и укрепляет уверенность родителей и учителей в позитивном влиянии новых технологий на образовательный процесс. Однако как степень развития ИКТ-инфраструктуры в стране влияет на успеваемость в целом, некоторое время оставалось открытым вопросом.
Пресс-служба Университета ИТМО