– Почему Вы решили поступить на кафедру управления государственными информационными системами?

– Первое образование я получила в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете по направлению «Логистика и управление цепями поставок». Сразу после окончания обучения начала работать в транспортно-логистической области. Я управляла проектами по созданию информационных систем, в круг моих компетенций входили анализ требований, формализация, постановка задач, тестирование. Но меня все время тянуло к информационным технологиям, и второе высшее образование по этому направлению я хотела получить в Университете ИТМО. Магистерскую программу «Управление государственными информационными системами» (УГИС) я выбрала случайно. После того, как я подала документы на две другие программы, мне позвонили с кафедры и посоветовали поступить в магистратуру на направление УГИС. Я изучила детали, почитала отзывы и поняла, что эта область мне подходит, поскольку я достаточно давно работаю с таможенными органами и занимаюсь информационными технологиями в этой сфере.

– Что удивило в начале учебы?

– Необычно было то, что в магистратуру поступили люди, получившие первое образование в рамках абсолютно разных специальностей: среди нас были экономисты, программисты, логисты. У всех были совершенно различные знания, а обучать нас планировали чему-то одному, новому для всех. В этот момент было интересно, как же мы будем развиваться.

Нам сразу дали полную программу обучения, где был список всех предметов и дисциплин. Все-таки магистратура предполагает большую долю самостоятельности, поэтому было только плюсом, что все учебные и методические материалы сразу оказались у нас на руках в электронном виде.

– Обучаться на программе УГИС сможет и гуманитарий, и технарь?

– Насколько мне известно, изначально программа была ориентирована на технических специалистов, но затем ее адаптировали для выпускников с гуманитарным образованием. Стало больше менеджмента, меньше технической составляющей. В результате каждый может расширить спектр своих профессиональных навыков и знаний.

– Какие учебные дисциплины оказались наиболее интересными?

– Неожиданным стал предмет «Логика и методология науки», где мы учились проводить научные исследования. На парах было интересно, а впоследствии все полученные знания пригодились на практике. Уже с первых занятий нам дали самостоятельную работу, которую удалось структурировать согласно теории и выполнить без проблем. Сейчас эти знания помогают мне как в повседневной трудовой деятельности, так и в работе над магистерской диссертацией.

В рамках дисциплин «Управление программами и проектами развития информационного общества» и «Архитектура предприятия» было очень много практики. Мы изучили, с какими проблемами встречается предприятие при создании и развитии информационных систем, при реализации проектов. Что наиболее важно – вся теория была полностью совместима с практикой. Я могу сказать об этом с уверенностью, потому что сталкивалась со многими проблемами в этой области во время работы: нежелание руководства ставить цели и формулировать задачи корректно, понимать архитектуру, с которой ведется работа.

Большинство дисциплин было специфическими. Так, в рамках традиционного предмета «Управление проектами» исследовалось развитие информационного общества и электронного правительства, «Управление антикоррупционными мероприятиями» также изучалось на основе информационно-коммуникационных технологий. Любая проблема рассматривается с определенной точки зрения и всегда связана с государственными органами.

– Достаточно ли было практики, чтобы попробовать применить теоретические знания?

– На одном из первых занятий нам сказали, что в рамках кафедры проводится много перспективных проектов, в которых можно участвовать, и сразу дали их список. Несмотря на то, что я работала, удалось найти время и для них. Кроме того, от однокурсников я слышала, что на кафедре помогают со стажировками и с трудоустройством в аналитические центры города, различные компании. Но необходимо и самому проявлять инициативу.  Однажды на паре наш преподаватель сказал, что скоро будет запущен проект по теме анализа сайтов по рейтингу электронного правительства. Меня это заинтересовало, и я начала изучать данные, исследовать рейтинг сайтов, сравнивать, узнавать критерии ранжирования. Результаты этой работы отправила преподавателю – вдруг они окажутся полезными. В итоге меня включили в проект, а результаты мы использовали в научной статье.

– В чем уникальность кафедры?

– Так получилось, что мы единственные, кто развивает в вузах направление управления государственными информационными системами при таком комплексном подходе. Пытались и в ВШЭ создать такую базу, которая занималась бы развитием электронного правительства, но именно у нас она наиболее полноценная, с очень сильным преподавательским составом. Так получилось во многом благодаря личной инициативе ректора университета Владимира Васильева, который пригласил экспертов развивать это направление в Университете ИТМО. К сожалению, интерес со стороны государственных органов в этом деле пока оставляют желать лучшего.

– Востребованы ли выпускники программы?

– Безусловно! Государство фокусирует внимание на развитии информационного общества, поэтому в специалистах нуждается целая отрасль. Это различные учреждения, которые занимаются развитием электронного правительства, бизнес-организации, связанные с разработкой таких сервисов, региональные порталы госуслуг, общественных инициатив. Пока мы не достигли достойного уровня системы электронного госуправления, потому что существует ряд как технологических, так и коммуникационных проблем. Поэтому менеджеров, которые смогут управлять данными системами, нужно обучать и выпускать. Использовать европейский опыт. Например, наша кафедра сотрудничает с зарубежными партнерами: Center of Electronic Governance, UN (Португалия); World Bank, ICT Department (США); e-Governance Academy (Эстония); Center for Technology in Government (США); University of Koblenz-Landau (Германия).

– Какими качествами обладает выпускник кафедры, специалист в сфере управления государственными информационными системами?

– Он хороший оптимизатор и менеджер. Если он «прочувствовал» все дисциплины, то понял, что информационные системы в госорганах – это огромные масштабы, которыми нужно управлять и воспринимать их системно. Такой специалист не должен работать с отдельной мелкой проблемой, ему нужно видеть всю картину целиком. Необходимо менять стереотипы, которые существуют на данный момент в этой области, не углубляясь в технические детали. Мы говорим о системном подходе: как должна работать система, как ее проектировать. Любой проект в этой области требует серьезной первоначальной подготовки: сначала идут этапы моделирования, проектирования, сбор требований, затем постановка задачи, подбор высококвалифицированных специалистов и только потом запуск разработки. Благодаря такому комплексному подходу можно создавать системы управления, полностью отвечающие современным требованиям общества.

Пресс-служба Университета ИТМО