Впервые предложение об отказе от выборной процедуры в университетах было озвучено в 2005 году: в Минобрнауки разрабатывался проект, согласно которому ректоров вузов будут назначать так же, как губернаторов. По сути это возвращает систему образования в советскую эпоху, так как до 1993 года ректоров утверждали власти.
Вторая волна реформы прошла в 2012 году. Во время заседания комитета по образованию Совета Федерации министр образования Дмитрий Ливанов заявил о намерении обновить руководство российских вузов: впредь на руководящие должности должны быть назначены новые, бизнес-ориентированные специалисты, а не почетные профессора. К слову, к тому времени в некоторых университетах страны выборы уже были упразднены: это касалось вузов особого значения – МГУ и СПбГУ, а также ряда других федеральных учебных заведений высшего образования. Тогда же обсуждалась инициатива добавить к этому списку национальные исследовательские университеты и вузы, которые претендуют на значительное финансирование со стороны государства на реализацию утвержденных программ развития. Таким образом, вуз оплачивает экономическую и академическую свободы частью своей автономии.
В 2015 году, несмотря на прибавление к списку вузов-участников Проекта 5-100, повсеместного упразднения университетских выборов не произошло: вузы до сих пор руководствуются своим уставом и положением о порядке выбора ректора.
На данный момент, как и в 2005, и в 2012 годах, у этой реформы есть противники, защитники и искатели компромисса. Первые считают, что такая схема логична, так как государственные вузы должны соответствовать, в первую очередь, нуждам государства и следовать его политике. Противники предполагают, что выстраивание традиционной для России вертикали власти не решат проблемы образования, а лишь усугубят их: назначенный управленец может быть отторгнут коллективом, что вызовет стагнацию в развитии вуза из-за административной раздробленности. Существуют способы не обидеть ни сотрудников вузов, ни государство. Так, представители высшей школы предлагают Министерству образования и науки право на выдвижение своей кандидатуры, которая в обязательном порядке будет участвовать в выборах на должность. В разное время обсуждался вопрос о необходимости разработки критериев оценки ректорского состава.«Необходимо помнить, что, выбирая руководителя вуза, нельзя лишать коллектив права голоса, – считает глава совета ректоров Санкт-Петербурга, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. – Именно административным сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу университета решать, каким образом должен развиваться вуз и чьи компетенции позволят следовать этому пути и вести других за собой».
На роль коллектива, а также необходимость выбирать «родного» ректора указывает кандидат экономических наук, начальник Департамента по управлению человеческими ресурсами и фандрайзинговой деятельности Университета ИТМО Станислав Кушелев.
«Университетом должен руководить человек из академической среды – ученый, который хорошо разбирается в науке и преподавании. Это актуально для тех вузов, чья цель состоит в развитии, а не продаже высшего образования. Ректор должен быть хорошо знаком с университетом, знать его историю, иметь большой опыт работы и непререкаемый авторитет среди коллег. Структура современного вуза, скорее, требует от ректора гибкости и открытости новым идеям, чем статуса “человек-оркестр”. Для всестороннего развития вуза вокруг главы университета должна сложиться высокопрофессиональная команда компетентных заместителей, помощников и советников, наличие которых дает руководителю возможность стратегически мыслить, планировать и действовать», – утверждает Станислав Кушелев.
От эффективности ректора зависит успешность и эффективность функционирования и развития всего университета, считает кандидат социологических наук, начальник Управления стратегического развития Университета ИТМО Марианна Чистякова.
«Ни избираемость, ни назначаемость ректора не исключает необходимости профессионального подхода к управлению сложной университетской системой. И в том, и в другом случаях руководством должен заниматься высококлассный профессионал. При этом избираемый ректор имеет безусловное преимущество – авторитет и поддержку большинства в вузе, знание университета изнутри, сочетание управленческих и научно-педагогических компетенций. Все это в совокупности усиливает университет. Вузы, демонстрирующие свою эффективность, высокую динамику развития и большой потенциал роста, должны иметь право выбора: избирать или назначать ректора. И выбор в таком случае, будет, очевиден», – поясняет Марианна Чистякова.
Вопрос, останется ли демократическая процедура выбора ректора в вузах или нет, решится до конца этого года. Согласно последней редакции закона об образовании, учредители к этому времени должны заменить устав университетов, где могут прописать, каким образом и кем должна избираться власть.
Пресс-служба Университета ИТМО