Официальный старт форуму дал вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин. Чиновник поздравил участников с 312-летием Северной столицы и отметил важность комплексного подхода к развитию города: сохранение памятников истории и культуры и внедрение инноваций одинаково важны.

В этом году на форуме представлены сразу несколько новинок. Среди них – первый отечественный электробус, троллейбус «Адмирал», оснащенный аккумуляторами для 10 км автономного хода, и тренажер водителя трамвая с обратной связью и трехмерной визуализацией движения по маршруту. Осмотрев экспозицию, вице-губернатор заявил, что в следующий раз транспортный форум будет более масштабным.

«Подобные мероприятия можно считать успешными на четвертый-пятый год проведения. Меня радует то, что первый блин не оказался комом – виден высокий интерес со стороны иностранных партнеров, высших учебных заведений, региональных транспортных представителей, отраслевой науки, – говорит Игорь Албин. – Решение о первом форуме было принято в декабре, а по моему опыту на подготовку такого мероприятия нужен как минимум год. Поэтому следующий транспортный форум будет еще лучше».

Одна из новинок заслужила особого внимания участников форума. На выставке был представлен трамвай, двери для входа и выхода пассажиров у которого расположены с обеих сторон вагона. Модель может быть использована на линиях без разворотного кольца, и в Петербург поступят 14 таких вагонов.

«Закрывая на реконструкцию вестибюль станции метро “Василеостровская”, мы понимали, что должны адаптировать транспортную схему в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, – комментирует вице-губернатор. – Одно из решений задачи по увеличению пропускной способности и пассажиропотока – это трамвай с двумя выходами. На маршрутах Васильевского острова он появится в течение ближайших двух недель».

Университет ИТМО. Инженер лаборатории кафедры беспроводных телекоммуникаций Университета ИТМО Игорь Лагутенко.
Университет ИТМО. Инженер лаборатории кафедры беспроводных телекоммуникаций Университета ИТМО Игорь Лагутенко.
Университет ИТМО представил в выставочной зоне сетевое оборудование и аппаратно-программный комплекс диспетчерского управления для построения интеллектуальных транспортных систем. Инженер лаборатории кафедры беспроводных телекоммуникаций Университета ИТМО Игорь Лагутенко рассказывает, что в университете ведется работа над системой УКВ радиосвязи, данные в которой передаются по протоколу «Цитран». В отличие от решений на базе сетей общего доступа, система обеспечивает высокую надежность передачи данных (1% потерь и меньше) и подходит не только для голосовой связи диспетчера с водителем, но и трекинга навигационных параметров – координат местоположения транспортного средства и данных о его скорости.

Университет ИТМО. Международный инновационный форум пассажирского транспорта. Максимальная скорость передачи данных, которую обеспечивает УКВ-связь, составляет 32 кбит/с, поэтому она не подходит для пересылки изображения с установленных на транспорте камер видеонаблюдения. Для этого у специалистов вуза есть другое решение: сеть базовых станций короткого радиуса действия, до 800 м, располагается на остановках, а в автобусы устанавливаются модули беспроводной связи. Технология разработана на основе Wi-Fi и обеспечивает скорость передачи данных до 100 мбит/с. Когда транспортное средство находится вне зоны действия базовой станции, предполагается использовать Mesh-технологии – например, если на дороге пробка, абонентские станции выполняют роль ретрансляторов.

Университет ИТМО. Международный инновационный форум пассажирского транспорта.
Университет ИТМО. Международный инновационный форум пассажирского транспорта.
В рамках форума запланирована обширная деловая программа. Эксперты обсудят развитие городских пассажирских перевозок, транспортный потенциал Петербурга, импортозамещение и продвижение новых технологий в ходе 13 круглых столов. Первой в серии обсуждений стала пленарная дискуссия, посвященная проблемам подготовки транспортной инфраструктуры к наплыву футбольных болельщиков на Чемпионат мира по футболу в 2018 году. По словам председателя общественного совета Министерства транспорта Михаила Блинкина, ЧМ-2018 станет стресс-тестом для национальной транспортной системы. Прошлые матчи чемпионата проводились в городах со средним соотношением асфальта в 100-150 квадратных метров на один автомобиль. В Москве этот показатель составляет 28 кв.м, в других городах-участниках – 35-40 кв.м. Личный транспорт может полностью парализовать движение, поэтому развитие транспорта общественного – «вопрос выживаемости городов».

Руководитель Управления по организации перевозок клиентских групп оргкомитета ЧМ Мария Мельникова рассказывает, что процесс транспортного планирования таких мероприятий затрудняется массой факторов. Среди них – вовлеченность большого количества государственных и частных структур, а также широкий разброс мест проведения матчей. К примеру, в России максимальное расстояние между двумя самыми удаленными друг от друга стадионами Чемпионата составит больше 3000 км. Детальное заблаговременное планирование невозможно, так как неизвестны результаты жеребьевок. Тем не менее, города-организаторы ЧМ должны подготовить и согласовать планы управления перевозками с FIFA до 1 июля 2015 года.

Добавим, что в рамках Первого инновационного форума пассажирского транспорта открыта выставка ретротранспорта «Ретро Экспо-2015», в которой представлены отреставрированные экспонаты из частных и музейных коллекций. Организаторы сообщают, что в период работы выставки горожане смогут перемещаться между «Ленэкспо» и Музеем городского электротранспорта на ретро-автобусах, которые будут курсировать раз в 30 минут.


Пресс-служба Университета ИТМО