Проект направлен на то, чтобы заинтересовать школьников техническими профессиями: предполагается, что в специализированных технопарках дети смогут увидеть настоящее производство и попробовать себя в роли авиаконструкторов, нефтяников, биотехнологов и так далее. Инициатива была озвучена Президенту на заседании наблюдательного совета АСИ 27 мая; глава РФ поддержал идею и акцентировал важность этого направления.
Декан естественнонаучного факультета Университета ИТМО Сергей Стафеев отмечает, что подача идеи организации детских технопарков как воссоздание Дворцов пионеров не совсем корректна: специфика работы в кружках не соответствует целям проекта. Первые попытки заинтересовать школьников идеями науки в игровой форме предпринял российский и советский популяризатор физики, математики и астрономии Яков Перельман. Его «Павильон занимательной науки» начал работу в 1934 году в ЦПКиО им. Кирова на Елагином острове.«Сегодня система дополнительного образования, к сожалению, не является инструментом подготовки детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве России, – цитирует «Коммерсантъ» Владимира Яблонского, директора направления «Социальные проекты» АСИ. – Мы предлагаем создать современные аналоги дворцов пионеров, целью которых будет развитие таланта в каждом ребенке».
«Идея Перельмана была в том, чтобы привлечь детей к науке, когда они взаимодействуют с интерактивными экспонатами, играют – и начинают сами задавать вопросы. Сейчас это называют edutainment, – поясняет Сергей Стафеев. – Позже музей закрылся, и законодателем мод в этой области стали американцы, когда Фрэнк Оппенгеймер основал “Эксплораториум” в Сан-Франциско. В середине прошлого века многие увидели, как резко падает интерес молодежи к точным наукам, и теперь в Европе нет ни одного города-миллионника, в котором не было бы своего эксплораториума. Самые крупные сейчас находятся в Китае. Мы же долгое время почивали на лаврах советской образовательной системы, поэтому потребность в таких центрах возникла только сейчас».
Сергей Стафеев подчеркивает, что познавательная мотивация школьников значительно снижается после 5-6 классов, поэтому продвигать идеи науки нужно с раннего возраста. Опыт европейских и мировых эксплораториумов в данном случае не подходит: необходимо на бесплатной основе обеспечить детям доступ к реальному лабораторному оборудованию и научным идеям, а также обеспечить дополнительную активность, чтобы желание проводить эксперименты не пропало сразу после экскурсии.
«Именно эту концепцию мы реализуем в петербургском проекте “Мир науки для детей и юношества” на базе “Лахта-центра”. Под помещения научного музея выделено 14 000 кв.м, из них примерно 5 000 кв.м займут модульные тематические лаборатории, посвященные робототехнике и биотехнологиям, научный театр, библиотека и так далее, – рассказывает Сергей Стафеев. – Сейчас, когда проект АСИ получил одобрение на самом высоком уровне и может стать федеральной программой, мы просто обязаны стать пилотной площадкой».
По словам декана естественнонаучного факультета, говорить о конкретных сроках открытия «Мира науки» пока рано, так как не закончено строительство самой штаб-квартиры «Газпрома». В данный момент ведется работа по созданию плана коммуникаций будущего музея науки, который требуется представить проектировщикам 1 января 2016 года.
Пресс-служба Университета ИТМО