Как формировалось веб-представительство Университета ИТМО?
Андрей Куркин: Домен вуза был зарегистрирован в 1997 году, когда наша страна только начинала приобщаться к сети Интернет. Тогда появились отдельные сайты кафедр, некоторые популярные сервисы, однако действительно важным событием стало создание первой версии сайта нашего университета в 1998 году. Через четыре года ресурс получил статус портала, так как приобрел более сложную, комплексную структуру. С тех пор он модифицировался пять раз.
Ирина Попова: В нашем случае нельзя рассматривать веб-представительство университета отдельно от его информационной инфраструктуры, которую мы и развиваем на протяжении более 20 лет. Для Университета ИТМО, одним из профильных направлений которого является сфера IT, постоянное совершенствование информационной инфраструктуры – стратегическая задача, следование которой напрямую влияет на развитие самого вуза. На данный момент основные ее компоненты – это информационная система управления (ИСУ), интернет-, интранет- и мобильные решения. Можно выделить такие веб-ресурсы, как официальный портал университета, существующий также на английском и китайском языках, ресурсы по существующим программам развития – сайты Проекта 5-100 и НИУ ИТМО – и сайты по основным направлениям деятельности вуза, таким как «Наука», «Инновации», «Международная деятельность», «Образование» и так далее. Любой веб-ресурс можно сравнить с айсбергом: есть видимая часть, а есть большой подводный пласт. От глаз пользователя скрыт весь объем проводимой работы, нацеленной на то, чтобы портал был востребован в глобальном информационном пространстве, чтобы он был интересен и прост в использовании, чтобы контент корректно отображался во всех поисковых системах и браузерах. Эта работа имеет определенную специфику.
О каких особенностях идет речь?
Ирина Попова: Расширение веб-представительства Университета ИТМО зависит от многих аспектов, но один из основных – активность позиции всех ресурсов, которая базируется на «трех китах» – качество веб-ресурса, его контентная актуальность и продвижение в мировом пространстве. Такой активности мы достигаем многими способами, в частности, во-первых, ежедневной актуализацией контента – наш портал постоянно живет, на нем появляются свежие новости, добавляются новые мероприятия; во-вторых, большим объемом динамической информации, которая приходит из ИСУ; в-третьих, взаимодействием с внешними ресурсами – новостной контент портала интегрируется в «Яндекс.Новости» и другие новостные агрегаторы. И, наконец, немаловажным для развития информационной системы вуза является командная работа, связь организационных и IT-решений в Университете ИТМО.
Кто участвует в разработке IT-решений для университета?
Андрей Куркин: Как уже было сказано, Департаменту информационных технологий Университета ИТМО очень важно взаимодействовать с другими подразделениями вуза. Иногда к нам приходят сотрудники партнерских структур с конкретными предложениями по развитию информационной инфраструктуры вуза, иногда мы сами предлагаем им какие-то идеи. Как правило, именно во взаимодействии различных направлений – IT и менеджмента с нашей стороны и профильных компетенций со стороны других подразделений – рождается по-настоящему удачный продукт. Примером может послужить доработка сайта «Наука», которую мы почти завершили, в итоге обратившись к совершенно новой функции ресурса. Это теперь не просто источник информации, но площадка для коммуникации отечественных и зарубежных ученых.
Ирина Попова: Действительно, современные IT-решения поддерживаются качественными организационными реформами. Можно сказать, что это два взаимодополняющих аспекта. В нашем департаменте около 40 сотрудников: среди них не только кандидаты технических наук, но и студенты, аспиранты. Некоторые начали сотрудничать с нами еще на первых курсах обучения в университете. Компетенции, которые они получают, работая у нас, позволяют им быть не только успешными в учебе, но и востребованными в крупных компаниях. Сейчас около 15-20 дипломников различных кафедр Университета ИТМО реализуют свои практические работы на базе нашего подразделения.
Почему разработка собственных IT-решений является для вас принципиальным моментом?
Андрей Куркин: Наш вуз всегда старается выступать инноватором в сфере IT – к этому обязывает история нашего университета, его статус ведущего IT-вуза страны. Мы первыми среди высшей школы России создали портал, в 2005 году первыми применили концепцию «тянущегося» дизайна к веб-ресурсам, затем, следуя мировым тенденциям, вновь «загнали» его в бокс. Одними из первых среди вузов разработали качественное мобильное приложение. Наш департамент обращает внимание на показатели рейтинга Webometrics с 2007 года и корректирует вектор развития информационной инфраструктуры Университета ИТМО. Нам важно, чтобы наши технологии были передовыми.
Ирина Попова: Поэтому мы активно используем в работе мониторинг зарубежных практик, где IT развивается стремительнее, чем в России. Схватывая новые тенденции до того, как они доходят до нашей страны, нам удается создавать конкурентоспособный продукт. Конечно, мы задумываемся, не проще ли приобрести готовое коммерческое решение, однако каждый раз приходим к выводу, что далеко не каждая существующая система может органично вписаться в нашу динамичную инфраструктуру. Поэтому самостоятельная разработка кажется нам оптимальнее, эффективнее и даже в некотором смысле проще, чем закупка чего-то готового.
Каким современным трендам вы следовали, занимаясь обновлением портала вуза?
Ирина Попова: Новой концепцией портала сотрудники Департамента информационных технологий занимаются последние два года. Университет ИТМО стал участником Проекта 5-100, и это определило некоторые направления нашей работы. Во-первых, развитие вуза диктовало появление сетевой структуры университета, и нам нужно было поддержать ее на уровне информационных технологий. Помимо этого, следовало наполнить портал маркетинговой составляющей, которая подразумевает деление на сегменты пользователей. А в технологическом аспекте необходимо было перейти на новые подходы, найти современные инструменты. Безусловно, на окончательный вид портала повлиял ребрендинг вуза.
Андрей Куркин: Также мы реализовали модульную систему портала. Теперь он представляет собой не единый программный код, а конструктор, состоящий из различных блоков. Блоки можно интегрировать в другие ресурсы, их можно модернизировать, не затрагивая при этом остальные модули портала. Такая система гораздо более мобильна и отвечает современному облику нашего университета.
Как в дальнейшем будет развиваться информационная инфраструктура вуза?
Ирина Попова: Мне видится два глобальных направления, к которым движется вуз. Первое – это комплексность всех решений. Так, например, мы запускаем сайт Careers Service, который облегчит процесс поиска работы для выпускников и студентов вуза. Мы его сразу же связываем с приложением для iOS и Android «Локатор вакансий», которое сочетает в себе функции портала для поиска работы и инструментальные средства индор-навигации. Комплексный подход подразумевает тесную связку веб-ресурса, интранета, мобильного решения.
Второе направление, которое отвечает мировым тенденциям, – это превращение веб-ресурса в интернет-площадку. Это подразумевает насыщение ресурса различными дополнительными инструментами, которые значительно расширят пользовательские возможности. Веб-ресурс должен стать научно-образовательным, социокультурным центром. Так, в скором времени мы планируем реформировать раздел «Мероприятия» на нашем сайте. В качестве инструментов здесь могут быть добавлены возможность зарегистрироваться, получить электронный «пропуск» на конференцию или другое событие, также будет реализована целевая рассылка информации пользователю. В основе данной концепции – активное действие и целевое обращение к аудитории.
Андрей Куркин: Еще одно современное направление, на которое мы ориентируемся – это виртуализация, оцифровка реального мира. Мы запускаем Виртуальный музей университета, в дальнейшем займемся музеем Оптики. Университет ИТМО живет активно, участвуя в различных крупномасштабных мероприятиях и проводя их. Уже к следующей осени у нас подготовлен ряд «премьер» новых IT-решений, которые, мы надеемся, помогут укрепить позиции университета на мировой арене.
Пресс-служба Университета ИТМО