Открывая пленарное заседание, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау отметил, что экономика развитых стран основана в первую очередь на человеческом капитале. В понятие «человеческий капитал» входят те знания и компетенции, которые гражданин может направить на улучшение жизни в стране, увеличение ВВП, повышение авторитета государства на мировой арене.
Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов считает, что знания становятся экономикой, когда налажен процесс монетизации этих знаний и превращения их в реальный продукт. Россия стремится к новой экономической модели, как и другие развивающиеся страны, но вопрос, добивается ли государство успеха на этом поприще, остается открытым для представителей власти, образования и бизнеса.
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко уверен, что в некотором смысле экономика знаний в России уже есть.
Андрей Фурсенко также добавил, что, ориентируясь на бизнес и прогресс, не нужно забывать о моральной составляющей. Необходимо уделять внимание не только технологиям и реализованным продуктам, но и тому, чего хочет и ждет человек. Его нужно готовить, воспитывать, приспосабливая к новым экономическим реалиям.«У нас есть достаточно крупный сектор экономики, который базируется на новых разработках, – поясняет он. – Этот сектор функционирует только потому, что в нем задействованы высококвалифицированные кадры. Когда мы говорим, что экономика знаний неэффективна в России, мы имеем в виду, что она неэффективна с точки зрения государства. Однако это не значит, что наука не оправдала себя как инструмент развития. Просто государство не создает достаточно комфортных условий развития для интеллектуальной элиты. Поэтому отношения между государством, экономикой и учеными особенно важны».
Местом воспитания и своеобразными «точками силы», по мнению большинства собравшихся на пленарной сессии, являются университеты. Они не только формируют личность, которая будет полезна обществу и востребована на рынке труда, но и являются драйверами развития экономики знаний. На базе вузов появляются технопарки, где студенты и выпускники университетов занимаются коммерциализацией своей идеи. Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО, в котором взаимодействие с предпринимательским сектором является одним из приоритетных направлений развития, считает, что молодежь готова стать частью новой экономики знаний.
«Последние три-четыре года я наблюдаю, что студенты и выпускники изменили отношение к понятию благополучия, – рассказывает он. – Молодые люди не гонятся за деньгами, основная их цель – максимальная реализация своего потенциала. Многие отказываются от выгодных предложений крупных компаний, чтобы заниматься тем, что хотят именно они. Президент Владимир Путин во время своего выступления на второй день форума много говорил о детях, об их обучении и подготовке. И тут не могу не согласиться, что работу нужно начинать не со студентов, а со школьников, именно в них следует вкладывать новые знания о мире. Под экономикой знаний я подразумеваю не только научное познание, но и исследование самого себя, окружающего мира во всех его проявлениях. В построении такой экономики обязательно должно участвовать общество, а не только профессора и ученая элита».
Название панельной сессии «Экономика знаний – нераскрытый потенциал» участники трактовали по-разному. У каждого было свое видение, что можно выбрать в качестве рычага развития и чей потенциал нужно развивать: образования в целом, студентов и выпускников, стартапов или чей-то еще.
«Раскрытие потенциала – это вызов, который каждый вуз видит по-своему, – комментирует директор Института международного развития и партнерства Университета ИТМО Дарья Козлова. – Мы, например, следуя идеологии "больше чем университет", делаем ставку на всестороннее развитие личности, на формирование не только профессиональных, но и лидерских, творческих навыков у студентов. Как справедливо заметил Андрей Александрович Фурсенко, не нужно концентрироваться исключительно на целях бизнеса и государства – необходимо задуматься и о человеческой индивидуальности».
Вице-президент компании «ТрансТелеком» Светлана Шамзон добавляет, что к уже названным ресурсам экономики знаний, среди которых наука и человеческий капитал, стоит добавить еще один – информационные технологии и телекоммуникации. Они являются инфраструктурной основой развития многих бизнесов и могут трактоваться как стимул развития новой модели экономики.
Тезис Светланы Шамзон подтверждают выводы заседания, предшествующего панельной сессии об экономике знаний. Его темой стала IT-отрасль в новых реалиях. Ключевую мысль, актуальную и для проблем, озвученных на панельной сессии, высказал генеральный директор, председатель правления ОАО «РВК» Игорь Агамирзян.
«Все перспективные бизнесы критически зависимы от IT-обеспечения. Таким образом, информационные технологии стали новой платформой развития и инструментом модернизации страны. Это признают на самом высоком уровне. На моей памяти президент Владимир Путин в своем выступлении на ПМЭФ впервые настолько акцентировал внимание на роли информационных технологий в дальнейшей судьбе страны. Не только поздравил победителей мирового чемпионата по программированию, но и отметил, что IT-отрасль является ключевой для развития экономики в будущем. Это очень важно», – заключает генеральный директор “РВК”.
Пресс-служба Университета ИТМО