Презентация Национальной платформы прошла в рамках международной конференции EdCrunch 2015. Событие уже второй год подряд собирает лидеров сферы электронного обучения России и мира. Для всех желающих на конференции работал стенд Национальной платформы, на котором можно было узнать дополнительную информацию об онлайн-курсах и пообщаться с их авторами.
В рамках обсуждения отдельное внимание уделили качеству размещаемого контента и процедурам оценки результатов обучения. Университет ИТМО принял участие в разработке требований и рекомендаций для создателей онлайн-курсов, которые легли в основу регламентирующего документа.
«Над регламентом работали представители всех университетов, курсы которых представлены на платформе Открытого образования. Мы смогли объединить все пять аспектов качества курса: его описание, включая карту результатов обучения, структуру, методические и технические требования, а также требования к оценке результатов обучения. Это была сложная и напряженная работа, и она удалась», – комментирует руководитель лаборатории технологий мультимедиа Центра дистанционного обучения Университета ИТМО Дмитрий Копылов.
Оценка результатов занятий – наиболее сложный в реализации этап онлайн-обучения. Чтобы слушатель мог по окончании курса получить сертификат, который может быть признан в любом вузе страны, недостаточно просто выполнить предложенные задачи. Не менее половины всех аттестующих мероприятий должны быть выполнены с использованием средств идентификации пользователя. Также важно обеспечить условия сдачи экзамена: в процессе испытания учащемуся запрещено пользоваться справочными пособиями, совещаться с друзьями и искать ответы в интернете. Проконтролировать сдачу экзаменов можно как на базе территориального центра, в котором обеспечивается идентификация студента и контроль за ним, так и с использованием технологии дистанционного надзора – прокторинга. Напомним, что летом Университет ИТМО успешно протестировал собственное решение для дистанционного контроля за экзаменуемыми ITMOproctor при приеме в аспирантуру. Разработку петербургских специалистов теперь планируют использовать в аттестационном процессе на Национальной платформе открытого образования.
В перспективе наряду с традиционными технологиями прокторинга – видео и аудио – планируется использовать биометрические данные, например, айтрекер – технологию слежения за взглядом человека на экране. Использование нескольких каналов позволит быстро выявлять недобросовестных слушателей и вовремя пресекать попытки фальсификации.
Одним из приоритетных направлений развития Национальной платформы организаторы назвали привлечение региональных вузов, которые заинтересованы в том, чтобы их студенты могли обучаться на курсах, разработанных преподавателями ведущих университетов страны. В рамках презентации состоялось подписание соглашений о сотрудничестве Ассоциации «Национальная платформа открытого образования» с Поволжским государственным технологическим университетом, Ассоциацией образовательных организаций «Электронное образование Республики Башкортостан» и Ассоциацией некоммерческих организаций «Омский региональный электронный университет». Представители этих университетов первыми увидели будущее за применением методик электронного обучения в своих вузах. Так Поволжский государственный технологический университет уже в текущем семестре начинает использование онлайн-курсов Национальной платформы для реализации своих образовательных программ.
«Не только ведущие вузы страны, но и регионы последние несколько лет искали площадку, на которой можно было бы разместить свои электронные курсы и беспрепятственно развиваться в данном направлении. Но мы пришли к выводу, что эта ситуация подобна съёму квартиры: неудобно, невозможно сменить планировку, – под этим мы понимаем аппаратно-техническую инфраструктуру платформы. Мы не могли найти такого решения, которое в полной мере удовлетворяло бы российскому менталитету и системе высшего образования в России. Когда же на сайте Минобрнауки впервые появилась информация о создании Совета по онлайн-образованию, стало понятно, что вскоре решение будет найдено. В результате Совет ректоров вузов Республики Башкортостан рассмотрел вопрос и принял решение о создании Башкирского сетевого университета, который будет работать со студентами 1 и 2 курсов бакалавриата на качественно новом уровне – по индивидуальным образовательным траекториям, которые будут реализовываться с помощью курсов лучших педагогов ведущих вузов страны. Для этого мы здесь», – обозначил позицию региональных университетов председатель Ассоциации «Электронное образование Республики Башкортостан» Илья Кудинов.
Добавим, что 28 сентября на Национальной платформе стартуют следующие курсы от преподавателей Университета ИТМО: «Методы и алгоритмы теории графов», «Управление мехатронными и робототехническими системами», «Линейные электрические цепи» и «Веб-программирование». Каждый курс продлится 10 недель, в течение которых все желающие смогут познакомиться с самыми передовыми разработками: например, в курсе «Линейные электрические цепи» слушателям будет предложено выполнить 8 виртуальных лабораторных работ, которые могут заменить полноценную лабораторию по электротехнике. Обучение на всех курсах бесплатно и доступно для всех желающих вне зависимости от возраста и уровня образования.
Анна Хоботова,
Центр дистанционного обучения Университета ИТМО