Стало ли для вас неожиданностью приглашение в Совет по открытым данным?
Да, отчасти так и было. Дело в том, что я больше сконцентрирован на работе в университете. Внешними проектами у нас занимаются другие сотрудники лаборатории – например, Ирина Радченко. Она эксперт в области открытых данных, сотрудничает с нами с прошлого года. Благодаря ее усилиям мы запустили совместный образовательный проект с Открытым правительством. Когда потребовалось обновить такой консультационный орган, как Совет по открытым данным, в правительстве решили пригласить меня как представителя университета. Ведь у нас достаточно богатый опыт работы с ОД.
Расскажите о ключевых проектах и направлениях деятельности.
Во-первых, это создание образовательных ресурсов, которые доступны пользователям всей аудитории сети Интернет на безвозмездной основе: семантический агрегатор открытых образовательных ресурсов ECOLE, платформа открытого образования OpenEdu. С их помощью можно сформировать уникальный образовательный курс, собрав данные из разных ресурсов. В подобных каталогах есть множество материалов, открытых для некоммерческого распространения. Образовательный процесс на нашей кафедре мы выстраиваем в соответствии с работой, которую ведем уже несколько лет: вводим систему электронного обучения, включающую использование открытых образовательных ресурсов. В этом нам помогают и молодые специалисты. Так, вскоре ожидается защита нашего аспиранта Федора Козлова, который посвятил диссертацию теме интеграции образовательных ресурсов. Если говорить об открытых данных в сфере культуры, то здесь мы занимаемся публикацией произведений искусства в сети Интернет и формированием данных о них.
Речь идет о виртуальных музеях?
Это могут быть и виртуальные музеи, и системы дополненной реальности, и поисковые системы, энциклопедии, что угодно. Смысл в том, что данные о культурном наследии публикуются в открытом доступе и каждый может использовать их для своих задач. Например, компаниям они могут понадобиться для разработки мобильных решений: например, гида по выставке, который будет предоставлять дополнительную информацию о произведениях искусства. В этой области мы сотрудничаем с Русским музеем, с Кунсткамерой, рядом зарубежных партнеров. Это не только общественная деятельность, но и вполне конкретная девелоперская работа по созданию приложений и программ. Думаю, предложение войти в состав Совета также связано с этим опытом.
У вас есть какие-то предложения для Совета?
Они были сформулированы еще лет пять назад, когда мы начали заниматься изучением форматов обработки и представления открытых данных. Основная идея проста: есть международная классификация ОД «Пять звезд». Она предполагает пятибалльное ранжирование данных по степени их открытости и пригодности для машинной обработки. Данные должны быть размещены так, чтобы их можно было не просто просматривать, но и строить программные решения, которые способны автоматически их использовать для своих целей. Это так называемые машиночитаемые форматы. Так, одна компьютерная программа может обрабатывать всю информацию о картинах в различных музеях. В России международные стандарты публикации таких данных почти никак не используются.
Как правильно внедрять эти стандарты?
Основная идея в том, чтобы публиковать данные в максимально доступном формате. Ведь, по большому счету, они открываются не для людей, а для машин, чтобы провайдеры данных могли в любой момент обеспечить доступ к ним. Наш коллега из английского Open University считает, что, публикуя данные, не нужно думать о том, кто и как их будет использовать. Главная задача – разместить их полно и качественно, а те, кому они нужны, сами придумают способ, как использовать их эффективно. Данное умозаключение возникло из практического опыта: в Open University чуть ли не впервые в мире опубликовали данные об образовании в открытых и связных форматах, были разработаны приложения. Но в дальнейшем популярными стали не те приложения, которые создал университет, а те, которые придумали студенты на основе опубликованных данных. Потому что они знали лучше, что им необходимо для решения насущных проблем. Это яркий пример адекватного подхода к проблеме. Кстати, именно в этом университете, в Англии, сейчас заканчивает свою диссертацию еще одна наша аспирантка – Ольга Пархимович. Она занимается открытыми городскими данными и бюджетами.
Какие проблемы связаны с открытыми данными?
Мне кажется, сейчас владельцы данных пытаются всеми способами ограничить их использование другими лицами без их ведома. Это неправильно. Также накопилось много вопросов, связанных с информационной культурой. Возникают проблемы с авторскими правами: существуют прецеденты в Европе, когда владельцы предметов искусства предъявляют претензии в случае неправильного использования их изображений.
А в Санкт-Петербурге такое случалось?
В Эрмитаже были подобные проблемы. В Русском музее сейчас, когда делают виртуальную экспозицию, подстраховываются и подписывают с каждым владельцем специальное соглашение. Очень важно быть грамотным по части существующих юридических открытых лицензий, нужно понимать, у кого находятся права на те или иные данные. Лишь небольшой процент информации защищен законом, остальное должно быть открыто, в том числе статистика, некоторые банковские и государственные данные. Проблемы появляются ввиду отсутствия сформированной современной информационной культуры, недостаточного уровня подготовки отдельных IT-специалистов. Чтобы исправить ситуацию, Минкомсвязи и другие государственные ведомства ведут, по моему мнению, достаточно адекватную политику: устраивают просветительские семинары, формируют указания и рекомендации. Будут ли результаты – посмотрим. Уже есть положительный опыт использования данных на федеральном и региональном уровнях. Немало делает «Яндекс» со своими приложениями по транспорту, пробкам, такси. Хорошо бы еще больше распространить этот опыт. Ведь наличие открытых данных является стимулом развития экономики, малого бизнеса в особенности: правильно опубликованные, они дают возможность создавать дополнительные приложения с перспективой коммерциализации, новые рабочие места.
Что значит это назначение для вас и университета?
Конечно, представительство вуза в экспертных группах такого уровня является показательным. Очевидно, что это оценка нашей работы в целом. Деятельность Университета ИТМО собирает высокие отзывы, и это формирует определенную репутацию. К нам относятся как к центру профессиональных компетенций в разных областях, и это не может не радовать.
Редакция новостного портала Университета ИТМО