Как Университет ИТМО получил возможность провести курс повышения квалификации?

Министерство образования и науки РФ ежегодно проводит конкурсный отбор образовательных программ в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерно-технических кадров, по итогам которого выбираются наиболее уникальные и актуальные для инновационного развития экономики. Эти программы ориентированы на развитие новых компетенций у инженеров, что, в свою очередь, позволяет выстраивать стратегии и проектировать развитие отраслей с использованием инноваций. Специалисты-практики получают новые знания, умения, навыки в ходе обучения на таких программах, успешно совершенствуют работу предприятий на основе использования новых сведений и знаний. В этом году из нескольких сотен программ, заявленных на конкурс, Университет ИТМО выиграл две программы, включая нашу – «Инновационные транспортные технологии».

Университет ИТМО. Елена Будрина.
Университет ИТМО. Елена Будрина.

В чем оказалось преимущество данного курса перед остальными, представленными на конкурсе?

Для реализации курса выбираются проекты, способные создать условия для развития потенциала специалистов-практиков в прикладных сферах и отраслях экономики. При этом президентская программа формирует лояльные ценовые условия для обучения. Мы выиграли, потому что предложили действительно инновационную концепцию развития организационных, управленческих, экономических и проектных компетенций у профессионалов в области транспорта. Мы предлагаем слушателям понять, как внедрять новые технологии в производственный процесс, предварительно оценив эффекты, стоимость и длительность внедряемой инновации.  

О каких инновациях в сфере транспорта идет речь?

Все технологии, которые мы хотим представить в рамках нашей программы, условно делятся на три группы: информационные, технико-технологические и управленческие. Концепция программы повышения квалификации укладывается в одно из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России – транспортные и космические системы. Информационные технологии представляем обзором современных платформ и продуктов. Они позволяют выстраивать процесс маршрутизации доставки грузов и пассажиров, формировать технологию доставки, моделировать транспортный поток или транспортную систему, формировать базы данных, поддерживать функции сбора оперативной информации, мониторинг производственных процессов.

Фото: cdn.fishki.net
Фото: cdn.fishki.net

Какие наработки в данной отрасли имеет Университет ИТМО?

Наш университет занимается инновационными разработками во многих областях управления транспортом. Это осуществляется на основе использования таких технологий, как  управление государственными информационными системами, беспроводная связь, информационная платформа для управления транспортом в больших городах и так далее. В свою очередь, есть технико-технологическая группа инноваций, также представленная разработками Университета ИТМО. В этом плане наибольший интерес у практиков вызывают аспекты использования телекоммуникаций, навигации, контроля расхода топлива и экономии ресурсов в процессе транспортного обслуживания. Это отдельный спектр технологий, которые интересны практикам, но возможности которых не всегда представлены в рекламных материалах. Управленческие и организационные технологии мы будем рассматривать как обобщение опыта использования инноваций зарубежных и российских транспортных и логистических операторов.

Кого вы хотите видеть слушателями вашей программы?

О программе повышения квалификации «Инновационные транспортные технологии» мы, разумеется, в первую очередь известили наших партнеров и их клиентов. В основном это разнообразные предприятия-перевозчики, операторы движения, государственные унитарные предприятия, научно-исследовательские организации в области транспорта, предприятия–разработчики инновационных технологий для транспорта во всех уголках России. К участию в программе также приглашены компании и эксперты, которые на примере своих предприятий продемонстрируют стажерам-слушателям курса не только созданные технологии и инновационные продукты, но и особенности и условия их использования в реалиях транспортной отрасли.

Каковы сроки реализации?

Мы начинаем курс 19 октября. Примерно через месяц, 11 ноября, завершится курс аудиторных занятий: лекции будут проходить четыре дня в неделю, по шесть часов ежедневно в течение трех недель. В период с 23 по 27 ноября запланирована стажировка на высокотехнологичных предприятиях в России, а с 1 по 5 декабря предлагается пройти стажировку в Германии. Количество мест для обучения ограничено – всего мы должны подготовить 30 человек. Поэтому всех заинтересованных приглашаем подавать заявки заранее. 

Фото: dic.academic.ru
Фото: dic.academic.ru

Расскажите о планируемых стажировках в рамках обучения.

Программа повышения квалификации инженерно-технических кадров для транспорта включает в себя две стажировки на высокотехнологичных предприятиях отрасли – в России и Германии. В России нас принимают ведущие разработчики программного обеспечения для регулирования транспортных потоков и моделирования транспортных систем, производители техники и специального оборудования для навигации и телематики, продемонстрирует свои разработки Технопарк Университета ИТМО. В Германии участников программы примет концерн Knorr Bremze. Стажировка стала возможна благодаря соглашению о сотрудничестве, подписанному ректором Владимиром Васильевым и руководителем концерна в июне этого года.

Чем интересна стажировка на немецком концерне?

Группа предприятий, формирующих концерн, разрабатывает и реализует в виде высокотехнологичной продукции и инноваций тормозные системы для высокоскоростных поездов, например, для наших Сапсанов и для больших коммерческих грузовиков. Однако спектр других технологий и продуктов для транспорта, предлагаемых концерном, достаточно широк, и на стажировке в Германии с ними можно будет ознакомиться на предприятиях концерна, а после попробовать в действии на собственных предприятиях. Немаловажно, что программа дает участникам возможность установить новые связи и ознакомиться с современными инновационными транспортными технологиями и опытом их применения.

 Фото: gandex.ru
Фото: gandex.ru

Насколько доступен курс?

Университет ИТМО и Министерство образования и науки реализуют программу на условиях софинансирования. Именно поэтому стоимость обучения невысока: приблизительно на 40-50% ниже среднерыночной цены за аналогичные курсы повышения квалификации. Думаю, что, помимо уникальности программы, это является дополнительным плюсом для предприятий, направляющих своих сотрудников на обучение. Продолжительность каждой стажировки  пять дней. Важное условие реализации программы – подготовка итоговой работы, подразумевающей создание мини-проекта внедрения инновации в основной или вспомогательный производственный процесс своего предприятия. По результатам обучения выдается сертификат о прохождении курса повышения квалификации установленного образца.

 

Полина Полещук,

Редакция новостного портала Университета ИТМО