Двухдневная конференция «Световой дизайн-2015» началась с обсуждения вызовов и стратегий обучения представителей творческих профессий, связанных с проектированием городского освещения. Одна из главных трудностей состоит в том, что на законодательном уровне специальности «световой дизайнер» в России пока что не существует. Их этого следуют другие сложности, связанные с разделением учебного процесса на бакалаврские и магистерские программы, корректировкой учебных курсов и так далее. К примеру, как отмечают участники, в России научная теоретическая база в сфере светового дизайна только начинает формироваться из исследований в области теории архитектуры, дизайна и светотехники. Программы должны учитывать массу нюансов, от технических до административных – руководитель магистерской программы по светодизайну в Национальном институте прикладных наук Лиона (INSA Lyon) Софи Каклен отмечает, что во Франции вопрос регламентов стоит крайне остро, и художникам приходится работать в достаточно жестких законодательных рамках.

Университет ИТМО. Наталья Быстрянцева.
Университет ИТМО. Наталья Быстрянцева.

«Очень часто проблемы в освещении городской среды кроются не в том, что специалисту чего-то не разрешают, а в том, что он сам не видит, что может сделать. Он не проектирует свет, не развивает его с точки зрения максимальных возможностей, а расставляет приборы по фасаду здания, – комментирует руководитель Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО Наталья Быстрянцева. –  Исправление этой ситуации – задача для всех, кто участвует в образовательном процессе. В рамках конференции в Петербурге проходит фестиваль LumiFest (подробнее читайте здесь – прим.ред), и это не просто попытка создать популярное ежегодное мероприятие. Это желание собрать творческий коллектив из разных городов, и я призываю и другие школы участвовать в LumiFest в следующем году. Городское освещение – это не что-то само собой разумеющееся, это среда, в которой живет человек, и ей необходимо уделять гораздо больше внимания».

В программу конференции вошел не один десяток докладов, посвященных теоретическим и прикладным аспектам восприятия света и формирования городского освещения – от места света в архитектуре и философии и до биологического и эмоционального воздействия света на человека. Преподаватель Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО Елена Лекус подчеркивает, что понятие световой культуры гораздо шире, чем сфера светового дизайна: оно определяет глубину познания художественного как такового.

Университет ИТМО. Елена Лекус
Университет ИТМО. Елена Лекус

«Суть термина на первый взгляд кажется понятной всем, но если попытаться посмотреть с другой стороны, мы придем к тому, что световая культура – такая же сложная и многогранная область, как физическая культура, музыкальная культура и даже больше, – рассказывает Елена Лекус. – Свет – это не только видимые частоты электромагнитного излучения. Это еще и образное географическое название – Старый Свет, Новый Свет, избранный круг общества – высший свет, некая абстракция, которая описывает протяженность мира – белый свет. Это символ добра и истины, во многих языках понятия «просвещение» и «свет» происходят от одного корня. Вот далеко не полный перечень, который показывает, что термин «световая культура» семантически и онтологически является многомерным и несет массу смыслов. Когда мы говорим о том, что культуру надо повышать, в этом процессе должны участвовать все; без понимания смысла невозможно продвижение общечеловеческих ценностей».

Отметим, что организаторами мероприятий в рамках конференции «Световой дизайн-2015» выступили Университет ИТМО, Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО и Творческое объединение светодизайнеров RULD.

 

Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО