Встречу открыли исполнительный директор РВК Владимир Потапов, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, а также глава комиссии по культуре, образованию и науке Законодательного Собрания Петербурга Марина Шишкина. По словам Владимира Васильева, команда университета в настоящее время не мыслит себя без научной популяризации, с которой связано немало грядущих проектов в неклассических форматах, отвечающих запросам времени.

Университет ИТМО. Владимир Васильев.
Университет ИТМО. Владимир Васильев.

«Это и проект создания одного из самых масштабных в Европе интерактивного научно-популярного детского музея, который появится в "Лахта-центре", и тематические экспозиции в рамках массовых фестивалей, а также поддержка и организация показов образовательного кино. Мы также запускаем первый в России курс по научной коммуникации, который в будущем трансформируется в полноценную магистерскую программу, создаем открытые фаблабы и многое другое. Мы искренне рады приветствовать единомышленников, готовых продвигать и уже продвигающих науку, и искренне надеемся, что сегодняшняя встреча положит начало целой серии совместных проектов», — объявил начало дискуссии ректор.

Бывший декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Марина Шишкина с радостью поприветствовала становление новой профессии в Петербурге.

«Я очень хочу, чтобы ваши начинания из курса по научной коммуникации превратились в  хорошую магистерскую программу. Необходимо, чтобы это развивалось в Петербурге, чтобы в нашем городе сформировалась мода и потребность в такого рода кадрах. Уверена: из того, что сегодня происходит, родится хорошее правильное дело», — отметила депутат Законодательного собрания. 

Коротко о сути проекта «Коммуникационная  лаборатория» рассказал заместитель управляющего директора SPN Communications Леонид Колодкин. По его словам, с июля 2014 года КомЛаб был и остается экспериментом, задача которого — построить устойчивую связь между бизнесом, властью, образованием и медиа. Несмотря на то, что во время первого мероприятия в Москве журналисты и ученые не были в согласии, обе стороны оказались заинтересованными в развитии научной коммуникации. Так, по окончании московской «Коммуникационной лаборатории» спикеры и участники подходили друг к другу, беседовали и обменивались контактами, несмотря на предшествующие этому споры и полемику.

«Мы обнаружили, что в России есть люди, которые могут говорить просто, и они могут научить других объяснять остальным нечто простыми словами. И мы поняли, что надо таких людей поддерживать, помогать им и делать такие мероприятия как сегодня. Тогда все будет выглядеть совсем по-другому», — заявил эксперт.

Как пояснил Леонид Колодкин, проблема научной коммуникации является насущной для России и при этом представляет собой готовый к росту рынок труда из-за сильного дефицита кадров. Так, на 1000 ученых в РФ в среднем приходится всего 0,4 научных пиарщика. За рубежом число научных коммуникаторов на такое количество ученых составляет семь человек. В рамках проекта надеются увеличить количество пиарщиков для отечественных научных организаций как минимум в два раза. Как подчеркнул спикер, стать профессионалом в научной коммуникации в России — значит с вероятностью около 100% найти интересную работу по душе. 

Университет ИТМО. Дмитрий Мальков.
Университет ИТМО. Дмитрий Мальков.

Руководитель отдела научных коммуникаций Университета ИТМО Дмитрий Мальков рассказал об инициативах вуза в сфере научного PR. Главные задачи университета в этой сфере сегодня — быть флагманом в развитии научной коммуникации как в Петербурге, так и в масштабах страны, а также успешно запустить первый курс по этой дисциплине в Северной столице и организовать тематическую магистерскую программу. По словам  Дмитрия Малькова, интерес к этой теме высок: на объявление о наборе на курс откликнулись из 17 регионов страны, в том числе и весьма отдаленных от федерального центра. 

«Мы хотим повышать рост культуры научной коммуникации. Вузы-участники Проекта 5-100 на данный момент выступают драйверами интеграции и институционализации этой дисциплины. Это связано с тем, что одной первоочередных задач вузов Проекта является продвижение на международной научно-образовательной арене. Поэтому большая доля усилий, которые предпринимает университет для своего продвижения, основаны на зарубежном опыте. Оказалось, что у них основным активом для продвижения вузов является наука, а ученый центральный актив, который у университета есть для самопродвижения», — подчеркнул спикер.

В обсуждении того, что нужно для развития коммуникационных практик в Петербурге, приняли участие руководитель международной лаборатории «Растворная химия передовых материалов и технологий» Университета ИТМО Владимир Виноградов, руководитель проекта ТАСС «Чердак» Александра Борисова, исполнительный продюсер Фестиваля актуального научного кино Кристина Ефременко, биолог и научный сотрудник Института экспериментальной медицины Александр Ефремов, Кирилл Артеменко и другие эксперты. Приглашенные спикеры не только выступили со своими точками зрения на взаимодействие журналистов и ученых, но и дискутировали с участниками на животрепещущие темы. Так, специалисты говорили о силе научного пресс-релиза, о том, как урегулировать процедуры согласования материалов в СМИ, и даже вспомнили о реформе Российской академии наук. Вопросы и мнения транслировали и из зала — как позже отметили организаторы, многих порадовала нешаблонность мышления гостей, желание большинства взаимодействовать конструктивно и понимать проблемы друг друга. 

Проект «Коммуникационная лаборатория. Санкт-Петербург».
Проект «Коммуникационная лаборатория. Санкт-Петербург».

Конец мероприятия оживили мастер-классы. Об основах разработки коммуникационной стратегии вуза рассказала начальник управления по связям с общественностью МФТИ Елена Брандт, а ее коллега из СПбПУ Дарья Денисова поделилась опытом создания сайта для большой университетской структуры. Координатор проектов Science Slam и «Открытый университет» Михаил Тупикин представил свой кейс по организации ивентов, призванных популяризировать науку.

«Наша задача показать всем, что есть два механизма: наука и бизнес. И полноценное взаимодействие между ними невозможно  без шестеренок тех самых научных коммуникаторов, о которых мы с вами говорим. И мы выстраиваем между ними мостик», — отметила Елена Брандт.

Проект «Коммуникационная лаборатория» уже к концу прошлого года инициировал около 300 публикаций в СМИ - как в онлайн-изданиях, так и в печатных. Участники КомЛаб запустили сайт «Открытая наука» — агрегатор научных новостей в рунете, благодаря которому вузы и НИИ России могут быстро делиться с прессой новостями об открытиях и исследованиях. Также силами двух десятков пионеров научной коммуникации в России был создан справочник кейсов и практик «Формула научного PR». После петербургского мероприятия организаторы обещают выпустить новое издание справочника, а также провести очередную «Коммуникационную лабораторию» — на этот раз в Нижнем Новгороде. 

 

Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО