По словам Владимира Васильева, в эпоху «экономики знаний» именно университеты, как поставщики квалифицированных специалистов и продуктов интеллектуальной собственности для государственного и частного рынков, становятся двигателями экономического развития в самых прогрессивных странах. И чтобы качественно выполнять данную функцию, вузы должны понимать «правила игры», прививать себе (и, конечно, студентам) культуру предпринимательства и быть способными себя обеспечивать за счет внебюджетных источников финансирования.
Заработать университет может не только на платных образовательных услугах, но и на заказах НИОКР, коммерциализации научных разработок, научном консалтинге и другом.
«Опыт ведущих стран, а также передовых российских университетов подтверждает: именно те вузы, которые умеют самостоятельно зарабатывать деньги, наиболее успешны в научно-образовательной деятельности и вносят наибольший вклад в инновационную экономику, становясь лидерами и центрами создания новых технологических отраслей», – отмечает Владимир Васильев, подтверждая данную мысль «историями успеха» известных мировых университетов.
Например, Массачусетский технологический институт каждый год выпускает около 300 патентов и получает прибыль от лицензионной деятельности в размере $70-90 млн., а по совокупным доходам компаний, созданных выпускниками, MIT может считаться одиннадцатой экономикой мира.
При этом, по мнению ректора Университета ИТМО, современный предпринимательский университет должен быть даже «больше, чем компания».
«Мы должны организовывать бизнес-процессы с учетом лучшего опыта управления в корпорациях, на принципах высокой эффективности и отдачи, но помнить о том, что горизонт планирования жизни университета как центра формирования новых технологий, бизнесов, инфраструктур и отраслей, а главное – точки развития личности и работы с талантами гораздо дальше, чем горизонт развития любой компании и срок реализации любой госпрограммы», – заключает Владимир Васильев.
Полная версия материала доступна по ссылке.
Пресс-служба Университета ИТМО