В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил создать пункты проведения ЕГЭ в странах СНГ  на базе центров русского языка. «Все это должно дать возможность талантливым молодым людям из стран Содружества поступать в наши высшие учебные заведения»,  отметил лидер государства.

Мы спросили председателя Совета ректоров Петербурга ректора национального исследовательского университета ИТМО Владимира Васильева о том, не зазорно ли перетягивать мозги, не расстроит ли конкуренция наших абитуриентов и не назначат ли другие государства «выкуп» за особо умные головы, о чем периодически заговаривают.

 Владимир Николаевич, заявление президента ведь не было неожиданностью?

 Нет, эту тему уже довольно давно обсуждали. Но когда ее поднимает президент, причем в послании Федеральному собранию,  понятно, что это будет выполняться.

Система высшего образования в любой стране заинтересована в так называемой интернализации  в открытости, в привлечении наиболее талантливой, профильно ориентированной молодежи. В том числе из других стран. Посмотрите на систему высшего образования – американскую, европейскую, китайскую, японскую, австралийскую: они стремятся привлечь студентов из числа так называемых нерезидентов. Что касается постсоветского пространства, его русскоязычного населения — нас связывает еще и прежняя история взаимоотношений.

Думаю, такие пункты приема ЕГЭ будут крайне важны для абитуриентов из, например, среднеазиатских республик, которые хотели бы получить российское высшее образование,  им не придется тратиться на лишние приезды в Россию ради сдачи российского единого госэкзамена. Мне кажется (даже не кажется  я уверен), что это благо для высшей школы России. Но это не односторонняя выгода  это на пользу и конкретным личностям, которые решили учиться именно в российских вузах.

 У вас учатся довольно много студентов из Белоруссии. Как они поступали?

 Есть соглашение Евразийского экономического сообщества,  в ЕврАзЭс входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. И, в соответствии с соглашением, студенты этих государств имеют право поступать в вузы стран ЕврАзЭс на основании своих документов. Кроме того, есть отдельное соглашение между Белоруссией и Россией. Но абитуриентам из других стран СНГ пока приходится специально сдавать российский ЕГЭ.

 Вы сказали: выгодно для российской высшей школы, выгодно для конкретной личности. А вот Белоруссия ревнует: дали, понимаешь, детям прекрасное школьное образование  а Россия «увела».

 Такая проблема есть. Но она точно так же стоит и в России: «мы, понимаешь, растили», а от нас уезжают в Соединенные Штаты и Западную Европу. И в России, и в Белоруссии то и дело предлагаются разные схемы «компенсации» стране: если выпускник уезжает за границу  налагать на него финансовое бремя за то, что государство в свое время оплатило его среднее образование. На практике этого нет. Все-таки свободу перемещений никто не отменял. Но многие хотят, чтобы было как, знаете, в футболе: клуб получает игрока, заплатив его прежнему клубу.

Безусловно, и нам обидно: мы людей подготовили, хотели, чтобы они остались не просто в России или Петербурге, а у нас в университете, столько вложили  будто кусочек самого себя теряешь с каждым отъездом. Но понимаешь: так сложилось. Из Южной Кореи, Китая выпускники школ уезжали в иностранные вузы, но университеты Южной Кореи и Китая сейчас успешно развиваются, они на вершине международных рейтингов.

Ясно, что 10% уехавших так и осядут в других странах. Но ведь они там рассказывают, откуда они, в какой школе или вузе учились. Так что неявная, но все-таки капитализация школ, систем образования в нашем глобальном мире происходит. Эта мягкая политика, позволяющая учиться в другой стране, все равно принесет долгосрочный выигрыш. Кстати, такого уж явного столкновения, противоборства нет: вот у меня будет директор одного из академических институтов Белоруссии — мы ведем совместные научно-исследовательские работы.

 Вопрос как главе городского Совета ректоров: сейчас много абитуриентов из СНГ к нам едут?

 Да, в последнее время тяга к петербургской высшей школе у ребят из СНГ есть. Четко причины назвать не могу, для этого надо специальное исследование провести. В конце 1990-х  начале 2000-х был провал: сомневались не в качестве нашего высшего образования, а в безопасности. Родители боялись сюда детей отправлять, в мегаполисах была тревожная аура  хулиганы, скинхеды. Сейчас, кажется, подуспокоилось, но приезжаю в тот же Казахстан или Киргизию  и первый вопрос: «А как там у вас, не опасно?».

 Насколько знания выпускников стран СНГ согласуются с требованиями петербургских ведущих вузов?

 Знаете, и внутри-то России качество подготовки часто зависит не только от региона, но и внутри того или иного региона  от конкретной школы. Я бы не проводил жесткую дифференциацию. Очень сильная подготовка у поступающих из Белоруссии, Казахстана. Из Киргизии. Ответственные ребята. Не очень ровно идут абитуриенты из Таджикистана, Туркменистана. Если говорить об Украине, то она, скажем так, очень похожа на Россию  в неравномерности подготовки. Но те, кто поступает в ИТМО, в целом очень достойные.

 В связи с предложением президента какие трудности предвидите? Для стран СНГ пункты ЕГЭ станут фактически пунктами утечки мозгов.

 Я напомню ситуацию, когда в России стали появляться центры по сдаче TOEFL (тест на знание английского как иностранного.  Ред.). Было абсолютно понятно, что человек сдает этот тест, чтобы уехать учиться или работать на Запад. Помню эти споры: «Да что же делается! Мы облегчаем путь тем, кто собирается уехать, вместо того чтобы удерживать их здесь». Тем не менее пунктов по сдаче TOEFL становится только больше.

Государству  каждому  наверное, придется понять: люди уезжают, чтобы наращивать свою интеллектуальную капитализацию. Что должно быть в основе его интересов? Чтобы личность максимально реализовала свой потенциал. Там, где сочтет нужным. Не секрет: ведь многие рассматривают и российское высшее образование как ступень, как трамплин для прыжка на Запад.

Мне кажется, что организация пунктов по сдаче ЕГЭ, наоборот, поможет наладить более тесное сетевое сотрудничество между школами и университетами. И выиграют все.

Я понимаю, что есть риски. И разное отношение к этому  как в России, так и в других государствах. Пример приведу, соседнюю Финляндию. У них ведь тоже бесплатная система высшего образования, там учатся и российские студенты. В октябре в парламенте Финляндии поднимался вопрос: «Почему мы должны за наши финские деньги бесплатно учить иностранных студентов?!». Понятно, кого в первую очередь имели в виду  наших.

То есть взгляды разные. И когда будут организованы пункты ЕГЭ в странах Содружества  тоже будут возникать вопросы...

 ...честно ли «там» сдают?

 Да-да. И «почему они заняли наши бюджетные места?». И «на каком основании мы обучаем «чужих» за деньги налогоплательщиков  лучше бы своих учили!». Будут, будут такие разговоры. Кто-то и популизмом на этой почве займется. Но мне кажется, все это надо обсуждать. И главное  государство не должно возводить барьеры развитию личности. Границы прозрачны, мир глобален, люди переезжают с места на место  учились в одной стране, работают в другой. Человек, который собирается уехать,  уедет. Так или иначе. Просто в случае если ему чинят препятствия, уедет с неприятным осадком.

Источник «Санкт-Петербургские Ведомости»