В мире наблюдается настоящий тренд на развитие социального предпринимательства и обучение ему. Если в большинстве других стран образование в этой сфере можно получить системное, поступив на программы бакалавриата и магистратуры, то в российских вузах данная дисциплина преподается исключительно в рамках факультативных курсов. Главная проблема, считает директор Центра развития молодежного предпринимательства в социальной сфере НИУ ВШЭ Мария Марчукова, состоит в том, что в нашей стране термин «социальное предпринимательство» не закреплен на законодательном уровне, а власть не может способствовать развитию темы, которая никак не фигурирует в официальных документах. Однако отсутствие термина в обиходе государственных структур не означает, что такого явления не существует.

Зачастую социальное предпринимательство пользуется бизнес-инструментами, и, по мнению Марии Марчуковой, это правильный подход. В работе с общественными инициативами деловая хватка не менее важна.

«Цель предпринимателя – получение прибыли за счет реализации какой-либо идеи. Что касается социального предпринимательства, то здесь во главе угла – социальный эффект. Ради чего создается предприятие? Какие проблемы общества оно решает? Иногда руководители проектов слишком фокусируются на социальном эффекте, забывая о том, что для его реализации необходимо быть финансово устойчивыми. Поэтому настоящее социальное предпринимательство – это умелое балансирование между коммерческим успехом и социальным эффектом», – добавляет она.

Университет ИТМО. Андрей Зленко. Конференция «Социальная ответственность вузов в XXI веке». Обучение социальному предпринимательству станет хорошим подспорьем для формирования цельной личности, которая сможет применить полученные навыки как в обычном бизнесе и работе на руководящих должностях, так и в реализации социальных проектов. Особое значение формированию «мягких навыков» у молодежи уделяют вузы. Директор Центра социального проектирования и предпринимательства Университета ИТМО Андрей Зленко рассказал о студенческом конкурсе социальных проектов «Ты нужен людям!», который за трехлетнюю историю вышел на международный уровень. Спикер объяснил слушателям, почему необходим сертификат профессионального опыта, и анонсировал Международный фестиваль по социальному предпринимательству. С 22 по 26 июня в мероприятии, которое объединит образовательную программу с конференцией, примут участие студенты и преподаватели из Америки и стран БРИКС. Директор Центра социальных инициатив РЭУ им. Г.В. Плеханова Резеда Валиуллина поделилась опытом привлечения студентов к волонтерской деятельности в таких значимых социальных проектах, как акция «Честные центы», охватившая около 13 городов РФ, и мониторинг общественного транспорта в столице.

«Мне довелось побывать в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и познакомиться с их инфраструктурой социального предпринимательства, начиная с кампуса, заканчивая реальными примерами развития социальных проектов, – рассказывает Андрей Зленко. – У меня сложилось впечатление, что ничего такого инновационного, что не практиковалось бы в нашей стране, там нет. Однако есть отличие: в Америке мотивация к реализации социально ориентированных практик появляется еще в школьном возрасте. В России же эту мотивацию у молодежи приходится взращивать искусственно, посредством таких конкурсов, как “Ты нужен людям!”, например».

Эксперты соглашаются, что вузы являются ключевыми субъектами, влияющими на конверсию перехода общественных проектов в социальное предпринимательство. Такой точки зрения придерживается заместитель руководителя департамента развития профессионального образования и науки Национального фонда подготовки кадров Александр Клягин, который с 2010 года проводит мониторинг деятельности волонтерских центров на базе образовательных организаций.

«Основываясь на своем опыте, скажу: формирование навыков социального предпринимательства должно проходить три ступени, – комментирует Александр Клягин. – Фундамент пирамиды – ценностные представления студентов и то, как формируются эти ценности при участии вуза. Затем – развитие проектной культуры, которая обязательно должна базироваться на определенных ценностях, иначе у студентов не будет ни интереса, ни мотивации к работе с проектом. Наконец, завершающая ступень – совершенствование личных навыков, которые связаны с харизмой, коммуникативной активностью, целеустремленностью, желанием менять мир к лучшему. Без прохождения последней ступени мы получаем просто исполнителя, но не лидера, который нам необходим».

Декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, модератор заседания Филипп Казин отмечает, что добавление «ценностного измерения» и особое внимание к нему – один из векторов развития социального предпринимательства в вузе. С этим связана нелегкая работа по построению ценностно ориентированной, благоприятной для студента экосистемы. Такая система, считает эксперт, поможет студентам не бояться неудач, учиться на своих ошибках и не терять интерес к участию в новых многообещающих проектах.

Подводя итог конференции, президент Благотворительного общества «Невский ангел», модератор Владимир Лукьянов отметил ежегодный качественный прогресс события.

«Примечательно, что те организации, на опыт которых мы ссылались на конференции в прошлом году, сегодня находятся с нами и принимают участие в обсуждении. Нам нужно стремиться к тому, чтобы данное мероприятие было не только местом для знакомства и обменом мнений, но также стартовой площадкой для новых проектов и сотрудничества. Сегодняшняя встреча показала, что у наших коллег есть конкретные деловые предложения», – резюмирует он.

Организаторами секции выступили факультет технологического менеджмента и инноваций и Центр социального проектирования и предпринимательства Университета ИТМО.

Пресс-служба Университета ИТМО