Под руководством профессора Александра Бухановского команда экспертов подготовила разноуровневую образовательную программу повышения квалификации «Современный искусственный интеллект в высшей школе». На протяжении двух месяцев в онлайн-режиме участники слушали видеолекции по ИИ, выполняли задания и тесты, участвовали в консультациях и прямых эфирах с экспертами в области ИИ. Слушатели курса научились применять современные инструменты и подходы для работы с ИИ, обучать студентов использовать ИИ для решения практических задач, а также создавать с его помощью образовательные продукты.
«Особенность нашей системы образования в том, что университеты обычно конкурируют между собой, в том числе за таланты или ресурсы. Не хватает возможностей для сотворчества, объединения потенциалов. Наш курс по ИИ с Альфа-Банком — как раз одно из тех событий, когда преподаватели со всей России смогли обменяться свежими идеями и поработать вместе. Если мы хотим возглавить ту трансформацию, которая сейчас происходит с развитием технологий ИИ, а не быть ее пассивными наблюдателями, то таких программ должно быть больше», — отметила директор по стратегическому развитию ИТМО Дарья Козлова.
Организаторы курса получили более 1500 заявок. Участниками стали 160 человек, из них до финала дошли 155 преподавателей в составе 29 команд из 52 городов России и Казахстана и 75 вузов. В курсе приняли участие специалисты из разных сфер: истории, юриспруденции, IT, филологии, креативной индустрии, финансов, физики и других. Итоговая защита проектов состоялась очно в ИТМО. Все выпускники курса получили удостоверения о повышении квалификации государственного образца.
«ИИ стремительно развивается, и важно постоянно обновлять свои знания и навыки, ведь в той или иной степени эти технологии будут касаться всех. Главные плоды нашей программы созреют чуть позже, когда преподаватели передадут полученные знания своим студентам», — подчеркнул директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка Алексей Каширин.
Курс предусматривал три трека: базовый «Введение в возможности искусственного интеллекта» для методистов и менеджеров образовательных программ, преподавателей гуманитарных и естественных наук, средний «Технологии искусственного интеллекта и их применение» для преподавателей бизнес-информатики, математики, программирования и руководителей образовательных программ в IT, а также продвинутый «Преподавание искусственного интеллекта в университете» для преподавателей ИИ и машинного обучения, технологий генеративного искусственного интеллекта, рекомендательных систем.
Финальные проекты участников были посвящены разработке образовательной программы для подготовки кадров с использованием ИИ (базовый трек), реализации жизненного цикла решения задачи по построению модели ИИ (средний трек), а также разработке образовательной программы для подготовки кадров в области ИИ (продвинутый трек).
В качестве одного из финальных проектов одна из команд составила программу ДПО «Искусственный интеллект в прокурорской деятельности». Технологии ИИ в этой сфере образования помогают быстрее составлять учебно-методическую документацию, обновлять материалы для занятий, а в перспективе могут повлиять на саму структуру управления и систему организации труда в юридическом сообществе.
Другая команда разработала проект «Моделирование ценообразования на рынке жилой недвижимости», который позволяет предсказывать изменение цен на недвижимость на основе ML-анализа объявлений. В прикладной математике ИИ используется для выявления закономерностей в экономических явлениях на основе больших массивов данных, а также для моделирования разработки нефтяных и газовых месторождений.
«Наш курс заточен под тех, кто будет квалифицированными заказчиками систем и технологий ИИ от образования. Почему преподаватели — заказчики? Прежде всего, вы заказываете продукты у своих студентов: приходите к ним и говорите, что бы вы хотели видеть, и можете проверить результат. С другой стороны, вы заказчики у своих коллег-преподавателей, когда вместе создаете образовательные продукты. А в третьих, вы заказываете новые продукты и системы для ИИ в образовании и не только», — рассказал директор мегафакультета трансляционных информационных технологий ИТМО Александр Бухановский.