Исполнителями перфоманса стали ученики Школы-интернат № 1 имени К. К. Грота для слепых и слабовидящих детей. Вместе с психологом-воспитателем они рассказали собственную историю и создали для нее музыкальное сопровождение.

В этом им помогла уникальная разработка ― интерактивная система «Нейротафл», созданная специально для детей с особенностями зрения. Особым образом размещая на поверхности стола активные элементы, сделанные в виде кубиков, дети могут генерировать аудиальный контент, собранный из заранее подготовленных семплов. Каждая звуковая последовательность уникальна ― нейросеть, являющаяся частью установки, адаптируется под каждого пользователя и выстраивает индивидуальный нарратив. Также со столом можно взаимодействовать тактильно ― встроенные вибромоторы реагируют на рисунок, который появляется при движении кубика по поверхности.

Разработкой системы занималась команда Лаборатории «Нейрокультура», созданной идейным вдохновителем проекта, амбассадором ИТМО Михаилом Климовским и сотрудниками Центра  юзабилити и смешанной реальности. Сооснователем и архитектором проекта стал медиахудожник Юрий Дидевич. А дизайном стола занимались магистры Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Также в команду проекта входят представители школы-интерната №1 им. К.К. Грота для слепых и слабовидящих детей, Фонда образовательных проектов «Петерфонд», АНО «Цифровая молодежь» и Центра социокультурной реабилитации Дианы Гурцкой. Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Цель лаборатории ― исследовать и использовать возможности новых технологий, чтобы компенсировать утраченные способности людей с ОВЗ, помочь им личностно расти, развиваться и гармонично встраиваться в социум. Как объясняют разработчики «Нейротафла», их проект создает условия для развития эмоционального интеллекта, абстрактного и творческого мышления ― и в конце концов дает возможность раскрыть потенциал и самореализоваться детям с нарушениями зрения.

Устройство в течение полугода тестировалось в интернате имени Грота, по условиям проекта первая модель останется в распоряжении его сотрудников. Также интерес к интерактивному столу проявили в Центре социокультурной реабилитации Дианы Гурцкой ― там его использовали в работе не только с детьми с нарушениями зрения, но и слуха.

 «Отрицать подобные современные подходы рискованно. Надо пробовать, экспериментировать. Возможно, они действительно создадут новые условия для детей с инвалидностью. Когда эта установка стояла у нас в центре, мы поняли, что благодаря ей дети могут создавать настоящие творческие продукты, которые они потенциально смогут монетизировать. Это может быть абстрактная картина, принт на свитшот, музыкальная композиция ― потенциал устройства именно в этом направлении еще предстоит изучить. На самом деле в нём скрыта целая палитра разных возможностей», ― комментирует Федор Мольков, директор Центра социокультурной реабилитации Дианы Гурцкой.

Федор Мольков. Фото: Екатерина Шевырёва / ITMO.NEWS

Федор Мольков. Фото: Екатерина Шевырёва / ITMO.NEWS

Но на самом деле возможности установки гораздо шире ― у неё есть потенциал стать рекреационным средством и творческим инструментом в том числе для людей без ОВЗ. Например, с его помощью можно лечить депрессию, тревожные расстройства и последствия стресса у взрослых людей:

«Устройство работает за счет так называемого кросс-модального взаимодействия. Когда какой-то стимул, например движение кубика, генерирует определенный звуковой сэмпл, он, в свою очередь, активизирует определенную часть мозга. Так мы можем воздействовать отдельно на те участки, которые ответственны за движение ― в случае, если мы говорим про людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Или на те участки, что отвечают за эмпатию, эмоциональный интеллект, абстрактное мышление и так далее. Пока что это только гипотеза, но я надеюсь, что мы это докажем», ― объясняет руководитель Лаборатории «Нейрокультура» Михаил Климовский.

Михаил Климовский. Фото: Екатерина Шевырёва / ITMO.NEWS

Михаил Климовский. Фото: Екатерина Шевырёва / ITMO.NEWS

Он добавляет, что после полугода работы в школе Грота исследователи получили конкретно измеряемые параметры психологического состояния детей. В результате они увидели, что по итогам работы с устройством параметры тревожности и стресса снижались.

Помимо перфоманса, на Новой сцене состоялась публичная дискуссия, участники которой поговорили об использовании современных технологий для преодоления социальных барьеров, а также о новых инклюзивных методах в искусстве, культуре и образовании. О своём опыте рассказали эксперты в этой области: например, директор Центра социокультурной реабилитации Дианы Гурцкой Фёдор Мольков объяснил, как именно устроен центр, чем там могут заниматься дети и взрослые с ОВЗ, чему они могут научиться и как сотрудники организации помогают воплощать детские мечты и дают возможность петь на одной сцене со звёздами эстрады.

Нина Михалюк, исполнительный директор фонда поддержки социальных и культурных проектов «Альма Матер», рассказала об опыте организации значимых культурных инклюзивных проектов ― например о том, как придумываются и организуются уникальные концерты, театральные постановки и выставки. Социальный предприниматель Анатолий Моршович, основатель проекта «Мир на ощупь», рассказал, как он проводит корпоративы для своих незрячих сотрудников. А руководитель анимационной студии «Да!» Ирина Соколова порассуждала о тонкостях работы с особенными детьми, подопечными интернатов и кризисных детских центров. 

Дискуссия «Инклюзивные технологии в культуре и искусстве» на Новой сцене Александринского театра. Фото: Екатерина Шевырёва / ITMO.NEWS

Дискуссия «Инклюзивные технологии в культуре и искусстве» на Новой сцене Александринского театра. Фото: Екатерина Шевырёва / ITMO.NEWS

О том, насколько адаптированы для людей с ОВЗ современные вузы, рассказал ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. Он упомянул, что в ИТМО, как и в других российских университетах, есть не только центры инклюзивного образования и сопровождения студентов с ОВЗ, но и создается максимально благоприятная среда для того, чтобы они раскрывали свой потенциал. В качестве примера он привел студента Дениса Гончарова, создавшего уникальную гитару для людей с инвалидностью.