Семинар состоялся на площадке Университета Цинхуа ― одного из ведущих вузов Китая. Он постоянно занимает места в топ-50 крупных международных рейтингов и входит в девятку элитных вузов Поднебесной. Организаторами с российской стороны выступили Яндекс и Университет ИТМО ― ведущий вуз программы «Приоритет 2030» и лидер рейтинга вузов по качеству подготовки специалистов в сфере искусственного интеллекта.
Своей экспертизой с китайскими коллегами поделились известные российские специалисты в области искусственного интеллекта. Среди них ― директор по развитию технологий искусственного интеллекта в Яндексе Александр Крайнов, руководитель программ развития технологий и инструментов искусственного интеллекта ПАО «Газпром нефть» Алексей Шпильман, управляющий директор Центра регулирования ИИ Сбербанка Андрей Незнамов, руководитель национального Центра когнитивных разработок и исследовательского центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности» ИТМО Александр Бухановский, директор Центра прикладного ИИ Сколтеха Евгений Бурнаев, декан факультета компьютерных наук Высшей школы экономики Иван Аржанцев и другие.
Как подчеркивает первый проректор и руководитель Программы развития ИТМО, директор по образованию в Яндексе Дарья Козлова, главная цель семинара ― не только обменяться опытом с китайскими партнерами, но и найти совместные инструменты, как строить действительно качественное образование в совершенно новых условиях.
«За последние годы технологии развились настолько, что сейчас и нам, и коллегам из ведущих вузов Китая совершенно очевидно: содержание образования надо менять. Это касается как конкретно подготовки талантливых специалистов в области ИИ и профильных программ, так и в целом новых подходов к образовательному процессу. Чему учить в эпоху динамичного развития больших языковых моделей и генеративных сетей? Как должна выглядеть действительно востребованная и эффективная образовательная программа по ИИ? Как в принципе искусственный интеллект может помочь нам улучшить обучение? Мы в ИТМО уже давно строим персонифицированное образование, помогаем студентам строить индивидуальные образовательные траектории. И видим большой потенциал ИИ в этой области», ― отмечает Дарья Козлова.
Как ИИ уже трансформирует образование
ИИ в образовании ― это далеко не только про написание диплома с помощью ChatGPT. По словам первого проректора ИТМО, искусственный интеллект прежде всего — возможность повысить качество массового образования за счет более тонкой настройки конкретных программ под каждого студента.
С помощью различных ИИ-инструментов можно накапливать данные об успеваемости студента, особенностях прохождения программы, пробелах в обучении, которые необходимо подтянуть, и на основе этой информации строить для каждого индивидуальный трек, отвечающий именно его потребностям и эффективный именно для него. Например, в ИТМО уже несколько лет дают возможность студентам строить индивидуальные образовательные траектории, а также развивают направление учебной аналитики, с помощью которого принимаются различные управленческие решения ― в том числе по улучшению конкретных образовательных программ.
Прочитайте также:
Что такое доказательное образование и как данные помогают сделать учебный процесс в ИТМО лучше
А еще ИИ обеспечивает вариативность и делает обучение более интересным. Уже существующие инструменты вполне могут взять на себя работу по генерации разных типов заданий ― скажем, предложить условие на примере «Барби» или «Игры престолов», чтобы вовлечь студентов, привыкших считать, что учиться ― это скучно.
И наконец, одна из главных задач искусственного интеллекта ― взять на себя рутину и автоматизировать процессы. Как рассказали в Университете Цинхуа, уже более половины преподавателей-предметников вуза используют ИИ-инструменты для подготовки и проведения занятий, а отдельные профессора настраивают целые отраслевые фундаментальные модели на отдельные предметы. Такой подход уже обеспечивает вариативность практических заданий, а также автоматизирует подготовку учебно-методических материалов.
«Интересен опыт китайских коллег во внедрении генеративного ИИ в обучение. Они создают фундаментальные модели ИИ для разных дисциплин и привлекают профильных профессоров для их дообучения и тонкой настройки. Это позволяет преподавателю эффективно создавать цифровые учебные материалы, оценочные средства, а также адекватно оценивать применение ИИ студентами (например, для написания обзоров). На семинаре представили данные, что более половины преподавателей Университета Цинхуа уже владеют такими технологиями. Это ― цифровизация образования нового поколения», ― считает директор мегафакультета трансляционных информационных технологий ИТМО, руководитель национального Центра когнитивных разработок и исследовательского центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности» Александр Бухановский, который выступил модератором одной из сессий семинара.
А как готовить действительно востребованных специалистов в области ИИ?
В конце прошлого года в России вышел первый рейтинг, который позволил проанализировать качество подготовки специалистов в области ИИ. Его составителем выступил Альянс в сфере искусственного интеллекта — он использовал методологию, согласованную с Минобрнауки РФ. Авторы рейтинга оценивали целый набор параметров, которым должны соответствовать вузы: востребованность выпускников, качество образовательных программ, активность по развитию школьного образования, узнаваемость в профессиональном сообществе.
ИТМО представлен в группе сильнейших наравне с московскими МФТИ и НИУ ВШЭ. Также еще несколько лет назад программы ИТМО вошли в число первых аккредитованных в стране Альянсом в сфере искусственного интеллекта. О том, как строится подготовка востребованных специалистов в области ИИ, а также как ведется научная работа в этом направлении в ИТМО, на совместном российско-китайском семинаре рассказали руководитель и сотрудники исследовательского центра «Сильный ИИ в промышленности».
Как отмечает руководитель Центра Александр Бухановский, главный драйвер для развития образовательных программ в области ИИ в целом ― научная деятельность. ИТМО ― исследовательский университет, где уже несколько лет ведутся направления по анализу данных, поддержке принятия решений и моделированию сложных систем. Однако системно наука в сфере искусственного интеллекта начала развиваться в университете как раз благодаря созданию двух центров национального уровня: исследовательского центра «Сильный ИИ в промышленности», сотрудники которого создают технологии на основе генеративного искусственного интеллекта для управления промышленными предприятиями, и Национального центра когнитивных разработок, который осуществляет инжиниринговую деятельность и внедряет ИИ в различных предметных областях.
Всего в ИТМО реализуется 14 программ магистратуры в сфере искусственного интеллекта. При этом, как подчеркивает Александр Бухановский, они ежегодно трансформируются, чтобы оставаться актуальными и востребованными для абитуриентов и готовить специалистов, действительно нужных рынку. В частности, сейчас трансформация идет по двум направлениям: усилению внимания к фундаментальным моделям ИИ и генеративным алгоритмам, а также глубокому проникновению ИИ в различные предметные области, появлению новых удачных примеров и практик в этой области.
Дальше ― больше
В будущем университет планирует наращивать сотрудничество с университетами Китая.
«Мы планируем продолжать и наращивать работу со всеми партнерами (а это в том числе, например, Пекинская академия ИИ и Пекинский университет) по всевозможным направлениям, включая совместные исследовательские гранты, двустороннюю мобильность сотрудников в рамках индустриальных проектов, взаимодействие в части экосистемы открытого кода и даже вариант проведения нашей ежегодной международной конференции молодых ученых YSC-2024, учрежденной ИТМО еще в 2012 году», ― рассказал Александр Бухановский.
Кроме того, в январе представители ИТМО посетили Центр онлайн-образования Цинхуа, который разработал и поддерживает онлайн-платформу Xuetang X (на площадке обучается 128 миллионов студентов), а также школу по Data Science в исследовательском центре Big Data Университета Цинхуа, где обсудили планы по развитию совместных исследований и коротких образовательных программ. А уже в следующем месяце в ИТМО приедет группа аспирантов из ведущего китайского университета.
Добавим, что ИТМО сотрудничает с вузами Китая уже более 30 лет. Сейчас у петербургского университета 22 партнера из Поднебесной. Уже существующие направления сотрудничества включают подготовку программистов уровня ICPC, развитие исследований и образовательных программ по робототехнике и оптике. На совместных программах с китайскими университетами обучаются более 1200 студентов.