В проекте приняли участие 42 студента и 22 преподавателя из социогуманитарных направлений ИТМО. Студенты защитили дипломы, в которых применили искусственный интеллект — легально и с разрешения университета. В рамках проекта платформа Yandex Cloud выдала университетам грант на использование модели YandexGPT для вузов. При этом студенты могли работать с любыми генеративными инструментами. Эксперты из Яндекса и НИУ ВШЭ обучили использовать ИИ-инструменты и преподавателей — они изучили различные аспекты работы с генеративными нейросетями: от основ промтинга до создания собственных ИИ-ассистентов.
«Искусственный интеллект кардинально меняет образование — и процесс обучения, и сами способы создания знаний, включая подготовку выпускных работ. И если для технических наук ИИ — привычный инструмент, то в социогуманитарной сфере его применение только входит в практику. Для факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО участие в проекте Яндекса и НИУ ВШЭ было особенно интересно — студенты и руководители наших программ работают с большими массивами текстов, сложной аналитикой и междисциплинарными связями. Результат участия доказал, что ИИ не заменяет гуманитарное мышление, а усиливает его. Наши студенты-выпускники потратили меньше времени на рутину и больше — на креативные решения, что критически важно для будущих управленцев и инноваторов», — отметил декан факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Андрей Анфиногенов.
Андрей Анфиногенов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS
Участие в проекте — часть системной работы ИТМО по интеграции ИИ в образование. Искусственный интеллект изучают на специализированных программах бакалавриата и магистратуры, активно используют в разных направлениях: например, в химии, геномике, биотехнологиях, робототехнике и урбанистике. В университете развиваются аналитическая система для мониторинга качества приема и обучения и система автоматической генерации конспектов лекций из видео.
«В ИТМО действует политика открытости технологиям и экспериментам, поэтому мы всегда поощряем новые форматы ВКР — например, DH-проекты в области цифровых гуманитарных исследований или бизнес-тезисы на ФТМИ. Такое разнообразие предполагает интересные варианты и траектории как для студента, так и для образовательной программы. А если добавить к этому потенциал ИИ-сервисов — появляются совершенно новые горизонты для всех участников процесса. При реализации совместного с Яндексом проекта не было ни административных барьеров, ни консервативного сопротивления — только живая дискуссия о том, как интегрировать ИИ в академический процесс», — рассказывает аспирант программы «Философская антропология», преподаватель и координатор программ развития DH-центра ИТМО Азиз Аширов.
На защите дипломов студенты рассказали, какие задачи решали с ИИ-инструментами и как планируют применять их в будущей работе, а комиссия оценивала способность студентов критически работать с искусственным интеллектом.
«За прошедший год искусственный интеллект стал полноценным компаньоном в решении образовательных задач, а ИИ-компетенции — неотъемлемым требованием для выпускников на современном рынке труда. В Яндекс Образовании мы ставим перед собой масштабную цель — помогать университетам развивать ИИ-грамотность и формировать востребованные навыки у будущих специалистов и преподавателей. В этом году проект по применению ИИ в дипломах охватил несколько сотен студентов и более десятка университетов. Особенно ценно, что студенты воспринимают нейроинструменты как партнёров по мышлению, а не замену себе. Мы намерены и дальше помогать вузам находить оптимальные способы интеграции современных технологий», — поделился руководитель направления стратегического развития высшего образования в Яндекс Образовании Кирилл Баранников.
Опрос студентов показал, что они обращались к ИИ в первую очередь для структурирования текста (60%) и литературного обзора (51%). 47% студентов применяли ИИ для создания черновиков и написания текста, 45% — для автоматизации обработки данных, 42% — для стилистической корректировки текста.
При этом студенты воспринимают ИИ как вспомогательный инструмент, который дополняет, а не заменяет самостоятельные усилия: 45% студентов оценили вклад ИИ как умеренный (он помог им лишь в некоторых аспектах работы), ещё 34% — как незначительный (они использовали GPT эпизодически, а на итог работы это не повлияло), 17% студентов обращались к ИИ на всех этапах работы, а 4% опрошенных отметили, что опыт участия в проекте на их работу не повлиял (они практически не использовали нейросети).
Проект охватил более 500 студентов разных направлений: гуманитарных и социальных наук, экономики и менеджмента, истории и коммуникаций, филологии, медиа и педагогики. В прошлом году в пилотном проекте поучаствовали первые двадцать студентов НИУ ВШЭ, в 2025 году к инициативе подключились ИТМО, КФУ, НГТУ, ННГУ, СибГМУ, СКФУ, ТГУ, ТюмГУ,Университет Правительства Москвы и УрФУ.
YandexGPT — нейросеть, которая умеет создавать новые тексты и работать с уже имеющимися, предлагать идеи и учитывать контекст беседы с пользователем. Семейство моделей YandexGPT 5 включает в себя мощную в пятом поколении языковую модель YandexGPT 5 Pro, а также бета-версию модели с режимом рассуждений и облегчённую версию Lite, доступную в опенсорсе. Семейство моделей YandexGPT 5 интегрировано в чат с Алисой и помогает решать самые разные задачи: от личных и учебных до профессиональных. Нейросеть также доступна в режиме Алисы «Давай придумаем». Кроме того, YandexGPT кратко пересказывает тексты статей из интернета в Браузере и на 300.ya.ru, обобщает информацию из отзывов о товарах в Поиске и на Маркете, а также помогает создавать описания товаров продавцам на Маркете. Нейросеть можно протестировать в собственном бизнесе — для этого нужно оставить заявку на доступ к API.
