Как пояснил старший преподаватель кафедры графических технологий Алексей Лавров, партнерство с Таллинским университетом имеет свою историю. Оно началась пять лет назад, когда в Университете ИТМО создали лабораторию проектирования пользовательских интерфейсов. Три года назад ее посетил португальский профессор Дэвид Ламас, заведующий Interaction Design Lab в Таллинском университете. Так началось сотрудничество Таллинского университета с петербургским вузом: профессор предложил подумать насчёт открытия совместной магистерской программы на основе имеющейся в Таллине магистратуры Human-Computer Interaction. Первым шагом на этом пути стало открытие на кафедре графических технологий магистратуры по профилю «Дизайн человеко-компьютерных систем». Позже Ламас предложил лучшим студентам, обучающимся по этому профилю, участвовать в Зимних и Летних школах Таллинского университета. Летом прошлого года между университетами было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве, тогда же первые студенты прошли обучение в Летней школе.
Две лекции в рамках Зимней школы провели трое специалистов из Университета ИТМО — Андрей Балканский, Лидия Корпан и Елена Веселова. Время, отведенное им на курсе, преподаватели посвятили usability тестированию и типографике в интерфейсах. Как отмечает Андрей Балканский, в современном мире интерфейсы буквально не поспевают за развитием IT, а значит, нужны специалисты, которые будут быстро и качественно адаптировать их для пользователей. Причем дизайн человеко-компьютерных систем касается не только сайтов, банкоматов или мобильных телефонов, а проникает в совершенно различные сферы нашей жизни. Занятия школы призваны «прокачать» знания студентов, профессионально занимающихся интерфейсами в магистратуре.
«Практически все бытовые операции, начиная с приготовления пищи, — это взаимодействие человека и компьютера. Как проектировать системы, взаимодействующие с человеком, так, чтобы он решал с их помощью свои задачи эффективно и безопасно? Какими должны быть эти системы? Как строится процесс проектирования в разных случаях? Что это за случаи? Как ни странно, процесс проектирования человеко-компьютерных систем начинается не с компьютера, а с человека: с понимания механизмов нашего поведения, целей, задач и потребностей», — пояснил специалист.
Квест для затворников
По словам магистранта Алексея Лаптева, двухнедельный курс представляет собой серию воркшопов. В течение всего времени обучения интернациональную команду учили создавать сценарии взаимодействия персон с будущим приложением. В первую неделю студенты делали бумажные модели своих проектов, а на втором этапе создавали прототип приложения на платформе Axure. Идею для проекта, над которым работал Алексей Лаптев вместе с коллегами, подал студент из Японии. Он рассказал об актуальной для своей страны проблеме — нежелании жителей выходить из дома, заводить новые знакомства, заниматься спортом. Студенты нашли ее решение в разработке игрового приложения для спортивного ориентирования с системой достижений, интересных квестов и символических наград в виде скидок в магазинах, ресторанах, кинотеатрах или кафе. Такой бонус стал бы неплохим рекламным ходом для любого заведения, отметил Алексей Лаптев.
«Мы остановились именно на спортивном ориентировании, потому что сочли этот вид спорта идеальным вариантом для коммуникации и работы в команде. Сценарий прост: пользователь устанавливает приложение, регистрируется, выбирает интересующее его мероприятие и подает заявку на участие. Далее ему остается только прийти к назначенному месту в назначенное время, встретиться со своей командой и приступить к выполнению квеста», — пояснил разработчик приложения.
«Умный дом» для бабушки
Первокурсница магистерской программы «Дизайн человеко-компьютерных систем» Юлия Константинова среди прочих отметила лекцию преподавателя Владимира Томберга об универсальном дизайне — так называемом «дизайне для всех», а также занятие, посвященное эстетике интерактива — взаимодействию человека с компьютером. Сама Юлия в паре с немцем Кристофом работала над приложением, посредством которого можно легко следить за приборами в доме с помощью «умных» устройств: например, нажав кнопку на мобильном, отключить воду. По словам студентки, оно будет полезно тем, кто живет с престарелыми родственниками или детьми, которые не всегда могут проконтролировать, выключен ли утюг и перекрыт ли газ.
«У нас было множество идей: от кнопочки, звонящей потерянному пульту, до управляемой миниатюры своего дома, через которую, не вставая с дивана, можно закрыть окно и поставить чайник. В итоге мы объединили наши задумки и пришли к использованию умных устройств (smart devices) и мобильного приложения, к которому эти девайсы подключены. Любимая же идея про миниатюрную голограмму дома отразилась лишь на бумаге», — рассказала Юлия Константинова.
Вещи с историей
Одну из участниц курса, магистрантку Екатерину Данилову на создание приложения вдохновила история вещей. Нередко бывает, что люди, получая в наследство вещи своих родственников, не всегда придают им серьезного значения. Так, смотря на неказистое, старое платье, они видят, скорее, ненужную тряпку, чем объект памяти: кто знает, может, именно благодаря этому платью ваш дедушка обратил внимание на бабушку. Приложение, придуманное Екатериной, призвано сохранить память о вещи, чтобы будущие поколения отнеслись к ней с должным уважением. Однако оно требует внимания к себе: нужно не забыть описать то, что вам дорого.
«Приложение актуализирует проблему памяти, которая, безусловно, очень важна. Люди смертны, и с этим фактом легче смириться, чем с мыслью, что подчас вместе с человеком уходят все воспоминания о нем», — отметил коллега Екатерины Денис Зарайский.
Трудности перевода
Магистранты, прошедшие обучение, также отметили такие плюсы школы, как интернациональное общение и культурный обмен. Так, студенты Университета ИТМО, послушав лекции и потрудившись над своими проектами, вечерами лепили вареники для иностранных коллег, приехавшие в Таллинский университет американцы давали уроки танцев, а один англичанин развлекал одногруппников игрой на укулеле.
«Поездка дала нам очень многое: с одной стороны, профессиональный опыт и возможность обучаться у специалистов высокого класса, с другой стороны — языковую практику, так как почти все время мы общались на английском языке. Когда так много общаешься на иностранном языке, избавляешься от страха сказать что-то неправильно — остается только желание обмениваться мыслями и идеями. Здорово, что наш университет сотрудничает с коллегами из других стран. Международные отношения, на мой взгляд, очень важны для высших учебных заведений», — делится магистрантка Татьяна Васильева.
Помимо сезонных школ, в рамках сотрудничества Университета ИТМО с Таллинским университетом проходят и другие мероприятия. Например, в ноябре 2015 года были организованы две международных конференции, приуроченных к Всемирному дню юзабилити (World Usability Day, WUD). На петербургский WUD@ITMO приехали трое преподавателей Таллинского университета, а конференцию Pan-Baltic WUD в Таллине посетили восемь студентов и преподавателей Университета ИТМО. В мае 2016 года планируется совместный семинар студентов магистратуры Human-Computer Interaction Таллинского университета и магистратуры «Дизайн человеко-компьютерных систем» Университета ИТМО, на котором студенты поделятся друг с другом промежуточными результатами работы над своими диссертациями.
Редакция новостного портала Университета ИТМО