Рейтинг составили специалисты Московского центра непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки РФ. При этом были сформированы несколько списков: 500 лучших школ, 25 лучших школ, 200 лучших сельских школ, а также топы узкопрофильных средних общеобразовательных учреждений.
В отличие от прошлых лет, в этом году основным показателем качества работы школ стали баллы не по Единому государственному экзамену, а по ОГЭ (общему государственному экзамену), которые ученики сдают в конце девятого класса. Это позволило существенно увеличить количество данных, которые использовались при подсчетах. Также это может решить и другую проблему: учет в рейтингах баллов по ЕГЭ побуждает школы не допускать к сдаче отстающих ребят, которые могут подпортить показатели. Учет же ОГЭ будет стимулировать школы «подтягивать» отстающих учеников, тем самым обеспечивая более высокий уровень образования, отметил директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
Также в рейтинге большой вес сыграли результаты школьников на Всероссийских и региональных олимпиадах в 2016 году. По этому показателю оценивалась работа школ по развитию интеллектуальных способностей учеников. Чем выше был уровень олимпиады, тем больше баллов присуждалось школе за каждого победителя.
Еще один важный показатель рейтинга — наличие конкурсного отбора детей при приеме в школу. Если у образовательного учреждения нет отбора, то его рейтинговые результаты умножались на определенный коэффициент. Если же отбор есть, то школы не получали каких-либо дополнительных «очков» в рейтинге.
«В рейтинге представлены школы с разным количеством выпускников. Те школы, которые в этом году не вошли в топы, имеют все шансы попасть туда в следующем году. Потому что они могут перенимать лучшие образовательные практики у лидеров рейтинга», — прокомментировал Иван Ященко.
Составители рейтинга не запрашивали у школ данные — использовались те сведения, которые хранятся в официальных информационных системах. Это обеспечило прозрачность и достоверность анализируемой информации. По мнению экспертов, все эти меры позволили сформировать правдивый и адекватно отражающий реальную ситуацию рейтинг.
«Каждый регион должен самостоятельно выбирать свой путь развития образования. Важно, чтобы как можно больше детей имели доступ к качественному образованию. А каким образом регион выстраивает необходимую для этого политику, это уже его дело. Рейтинг показывает, что регионы могут находить стимулы и методы, чтобы качественные школы были доступны для ребят из любой точки страны. Например, Мордовия вновь занимает второе место в рейтинге», — сказала на пресс-конференции заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.
Абсолютным лидером Топ-200 школ уже не первый раз стал Физико-математический лицей № 239. По словам директора лицея, Максима Пратусевича, эти списки — далеко не главное в деятельности образовательных учреждений.
«Конечно, очень приятно попасть в верхушку рейтинга, но я не абсолютизирую результат и не считаю, что это эквивалентно лучшей школе России. Это всего лишь первое место в одном из рейтингов. Мы работаем так, как считаем нужным, наша цель — это не попадание в рейтинг. Мы стремимся дать детям как можно больше возможностей для проявления себя при базовом образовании и сохранении контингента поступивших к нам ребят», — отметил он на пресс-конференции.
Директор лицея добавил, что для повышения своей эффективности школы должны постоянно сотрудничать с вузами. При этом партнерство должно быть равноправным с обеих сторон: университетам следует помогать школам как экспертным мнением, так и проведением каких-либо мероприятий, созданием совместных учебных корпусов.
Университет ИТМО плотно сотрудничает с лучшими школами России. Ученики ФМЛ № 239 обучаются в Молодежном центре робототехники вуза, и со своими проектами в этой сфере занимают первые места на международных конкурсах, среди которых, например, World Robot Olympiad. С саранским Республиканским лицеем для одаренных детей университет подписал соглашение, по которому порядка 10 учащихся школы, показавших высокие результаты в области компьютерных технологий, программирования, математики и физики, будут получать дополнительную ежемесячную стипендию в размере 3 000 рублей. Это позволит оказать более действенную и адресную поддержку одаренным детям, желающим обучаться в Университете ИТМО, а затем вернуться в Мордовию работать в сфере фотоники, волоконной оптики и оптоэлектроники, нанотехнологий.
Подробнее о том, зачем школы сотрудничают с вузами, читайте в нашем материале.