Блоги — это способ рассказать то, что не появится в СМИ
Люди все больше перемещаются в города, и они хотят иметь там комфортные общественные пространства. Но то, что они имеют — это торговые центры на обочинах транспортных магистралей. В своем блоге я описываю такие ситуации: то, что у нас есть, и как это должно быть с точки зрения урбанизма. Плюс блогов в том, что с помощью них люди могут поднимать любые вопросы в любой форме. Традиционные СМИ обычно ограничены какой-либо редакционной политикой, определенными форматами подачи информации. Блог — это возможность рассказывать людям о сложных проблемах простым языком, вызывать дискуссию. И для этого не обязательно быть журналистом.
Децентрализация: если хочешь, чтобы что-то изменилось, сделай это сам
Я также пишу про DIY-урбанизм. Do It Yourself — сделай что-то сам. Благодаря интернету и социальным сетям люди получили больше возможностей организовывать какие-либо акции и события самостоятельно. Например, в Хельсинки ежегодно проходит уличный фестиваль Kallio Block Party — люди размещаются прямо на улицах города, устраивают концерты, танцевальные шоу и прочие уличные развлечения, подчеркивая, что город может быть и без автомобилей. Изначально все это было сделано без поддержки администрации.
Города становятся более социальными, а жители могут предпринимать маленькие тактические акции, которые перерастают во что-то большее. Например, не так давно группа людей в Хельсинки организовала ресторанный день: люди могли установить на определенной улице свои маленькие кофейни, мобильные фудкорты, столики с домашней едой. Они просили разрешения у администрации города, но им отказали под предлогом того, что так каждый сможет несанкционированно устанавливать свой фудкорт.
Но люди все равно провели акцию. Это привело к тому, что в городе теперь проще установить фудкорт. Или можно вспомнить другую интересную историю о том, как группа скейтбордистов в Тампере самостоятельно построила скейтборд-парк на заброшенной индустриальной территории на окраине города. Затем к этому вопросу подключились власти, и при поддержке администрации в городе построили закрытый скейтборд-парк для тренировок, который стал открытым общественным пространством.
Вовлеченность каждого: предложи свой план
Зачастую городские карты и планы развития городских территорий не понятны неспециалистам. При этом люди не хотят больше просто ходить по городу от дома до работы: они хотят находиться в дружелюбных пространствах, где могут встретить новых знакомых, зарядиться новыми идеями. Это люди поколения миллениалов, которые хотят общаться, а не находиться в замкнутых пространствах. Мы с друзьями решили не только говорить об этой проблеме, а сделать что-то, чтобы ее решить. Мы сформировали волонтерскую группу и стали создавать собственные планы развития городских территорий.
Так, в Хельсинки под застройку была отдана небольшая территория на окраине центра города. В конкурсе на планирование застройки участвовали три консультационные компании. Их планы так или иначе подразумевали квартальную застройку, которая бы превратила эту территорию в своеобразный изолированный остров. Мы же предложили другой план с классической блоковой застройкой, благодаря которой на территории появились бы бульвары, выходящие в том числе в другие части города. Мы создали этот план, не спрашивая разрешения у администрации, показали его горожанам в сравнении с планами консультационных компаний. И наш план понравился жителям больше всего. В конечном итоге планы всех трех соревнующихся компаний стали похожи на наш.
Жители хотят открытые пространства в виде бульваров и пешеходных зон, а не изолированные острова застройки — и это тоже поняли девелоперы. После этого мы стали работать над планом всего Хельсинки, чтобы сделать его более зеленым, более динамичным и разнообразным для жителей. Например, мы также разработали план изменений на площади у центрального вокзала Хельсинки. Сейчас там паркуются автомобили, мы же хотим, чтобы это пространство стало более дружелюбным для пешеходов: мы хотим убрать парковку, разместить там небольшие рестораны, столики для отдыха.
Мотивация: лучше делать и просить прощения, чем ждать
Сложно как-то повлиять на решения городских властей, когда все планы принимаются за закрытыми дверями. Мы хотим, чтобы там рассматривались и наши предложения, предложения жителей. Разные инициативы должны проходить в СМИ, где также должны появляться истории, когда жители сами сделали или предложили что-то и добились результата. Возможно, такие принципы вовлеченности в городские процессы должны преподаваться на некоторых образовательных программах. Если вы чувствуете, что можете что-то изменить, просто делайте это. Я придерживаюсь принципа, что лучше делать и просить прощения, чем ждать. Например, я знаю, что в некоторых городах есть такая практика, что люди по ночам сами рисуют велодорожки на проезжей части и потом ездят по ним.
Всегда делайте то, что вам нравится, а не только то, за что хорошо платят. В долгосрочной перспективе большую роль играет именно то, нравится ли вам то, чем вы занимаетесь. Я работаю на себя — я независимый консультант, а также работаю в сотрудничестве с разными компаниями, например, MDI, которая консультирует финляндское правительство в вопросах развития городов. Также мы с друзьями разрабатываем игру Eurbanities, с помощью которой жители смогут научиться лучше разбираться в городских процессах и осознавать особенности развития городской инфраструктуры.
У каждого города — свое будущее
Из-за глобализации мир становится все меньше и меньше: куда бы вы не приехали, повсюду одни и те же магазины, все смотрят одно и то же кино. Даже если вы приедете в Стамбул, город с такой богатой и разнообразной культурой, вы все равно встретите там знакомые бренды и магазины. Я думаю, что мы должны работать над тем, чтобы делать каждый город уникальным. Нельзя применять один и те же стратегии для разных пространств. Например, в Петербурге мне очень нравится, как на базе разных заброшенных индустриальных строений появляются креативные пространства, творческие мастерские с магазинами, где дизайнер, художник, кондитер или другой специалист может сразу продать свои изделия. Возможно, это еще один путь развития некоторых городов.