Расскажите немного о том, как происходит бердвотчинг?

Бердвотчинг — это любительское наблюдение за птицами в их естественной среде обитания. Не слишком благозвучный англоязычный термин начал приживаться в русском языке, поскольку именно под этим названием это хобби массово распространилось по всему миру.

По сути, заниматься бердвотчингом может любой человек: вы можете просто наблюдать за птицами в ближайшем парке, а можете поехать на другой конец Земли, чтобы увидеть редкую птицу. Бердвотчеры по всему миру участвуют в соревнованиях — кто больше увидел и опознал птиц за день, за год и даже за всю жизнь. Проходят такие соревнования и в нашей стране, но мало кто о них знает. Самому без посторонней помощи научиться определять птиц не так-то просто, лучше всего начинать знакомство с птицами в компании опытного орнитолога. Например, побывав на орнитологической экскурсии, которые проходят во многих городах России. В Петербурге их проводит Сергей Петров, сотрудник Зоологического института РАН.

Бердвотчинг — это занятие для людей на любой кошелек: нужны только бинокль и справочник-определитель птиц вашей местности. Лучшие из них делают с рисунками, а не фотографиями, поскольку рисунок, сделанный рукой знатока, представляет собой усредненный типичный образ птицы какого-либо вида, а на фотографии всегда конкретная особь, которая может отличаться от других представителей своего вида. Появляются и мобильные приложения для определения птиц, лучшее из них на настоящий момент, пожалуй, приложение Merlin от CornellLab.

Много ли людей занимаются этим в мире?

По некоторым оценкам, это порядка 90-100 миллионов человек. Этим занимаются фотографы, художники, которые снимают и рисуют птиц, на этом строится орнитологический туризм — в России, к сожалению, он пока представлен мало. Причем эксклюзивные орнитологические туры для иностранцев в отдаленные уголки России стали у нас предлагать на рынке чуть ли не раньше, чем устраивать экскурсии для местных жителей. С бердвотчингом в мире связан обширный рынок мобильных приложений для распознавания птиц и учета птиц на разных территориях. В России это направление пока находится в зачаточном состоянии.

Почему в России бердвотчинг плохо развит?

Здесь правильней спросить, почему в нашей стране это не стало явлением массовой культуры. У нас в стране, конечно, есть люди, которые увлечены орнитологией: это и профессионалы, и любители. Но по сравнению с Европой или США их слишком мало на такой огромной территории, как наша страна, поэтому не набирается «критической массы» знатоков и любителей птиц, которая сделала бы это явление популярным и заметным.

Если взять ресурс eBird, где бердвотчеры по всему миру отмечают свои встречи с птицами, на онлайн-карте Россия — это незаполненное пятно, где очень мало отметок. При этом на территории страны обитают более 750 видов птиц, примерно на 100 видов больше, чем во всей Европе. Я думаю, что для популяризации бердвотчинга нам нужен какой-либо бестселлер по этой теме: фильм, книга или приложение. Например, когда вышел голливудский фильм «Большой год», он вызвал заметный всплеск интереса к бердвотчингу. Думаю, что в России не хватает как раз популяризации наблюдений за птицами.

А людям это будет интересно? Например, сейчас всем интересны технологии, потому что у всех есть сматфоны, все пользуются интернетом.

Птички и зверушки нравятся всем, но есть очень мало людей, которые много о них знают. Увы, школьная программа по биологии так скучна и поверхностна, что только отбивает естественный интерес и охоту к изучению животного мира. Передача «В мире животных» была хитом в СССР, это была основа привлечения интереса к живой природе. Но в 90-е годы, когда все разваливалось, «просела» и эта тема. Мало есть качественных современных фильмов, передач и книг, рассказывающих о разнообразии нашей флоры и фауны, при этом они редко доходят до массового зрителя или читателя. Но люди по-прежнему интересуются природой.

Ко мне на орнитологические экскурсии в Екатеринбурге приходит много людей, которые не только с интересом узнают про местных птиц, но и спрашивают, бывают ли подобные экскурсии по растениям, насекомым — людям интересно все. Я стараюсь привлекать коллег к проведению таких натуралистических экскурсий «для местных». Россия богата природными ресурсами, которые нужно изучать, о которых интересно рассказывать. Конечно, чтобы стать полноценным знатоком птиц, узнавать их всех, регулярно вести наблюдения — нужны и время, и средства. Но любительский уровень доступен для всех. А где есть много любителей, там начинает развиваться и более профессиональный уровень.

Какие навыки развивает бердвотчинг в человеке? Для кого он лучше подходит?

Бердвотчинг — это универсальное времяпрепровождение, которое подходит как для семейного отдыха, так и в качестве спортивного увлечения. Будь ты хоть мама, ежедневно гуляющая с коляской в парке, хоть крутой спортсмен-турист — наблюдение за птицами может быть отличным дополнением к прогулкам для всех, кому свойственна наблюдательность и любознательность. Это еще и интеллектуальное хобби — требуется освоить определенные навыки и ознакомиться с видами птиц, которые обитают в регионе наблюдения.

Мне кажется, что это хобби лучше всего «приживается» у взрослых людей или родителей с детьми-школьниками. Орнитологические экскурсии для организованных детских групп подходят  плохо. Дело в том, что большинству детей поначалу бывает сложно сконцентрироваться на наблюдении и запоминать отличительные особенности птиц, различать голоса. Поэтому детям начинать лучше с родителями и другими взрослыми, чем с классом.

Нина Садыкова. Фото Сергея Кошелева
Нина Садыкова. Фото Сергея Кошелева

Бердвотчинг может рассматриваться в качестве гражданской науки, он как-то помогает ученым?

Безусловно. Птицы — это чуткий индикатор изменений окружающей среды, в зависимости от которых могут меняться распределение и численность птиц. Птицы реагируют на изменения быстрее, чем растения, насекомые или млекопитающие.

Например, исследования птиц помогают понять, как экосистемы реагируют на глобальные изменения климата или человеческую деятельность. Данные, которые собирают бердвотчеры по всему миру, позволяют орнитологам онлайн следить за миграциями, составлять очень точные карты ареалов и их изменений. Таким образом это помогает ученым понять, как меняется орнитофауна в разных регионах. Именно поэтому, в том числе, стоит активнее знакомить школьников младшего возраста с разными видами птиц в их регионе. Немногочисленным профессиональным орнитологам никогда самим не собрать такой массив информации по встречаемости птиц, который помогают собрать любители бердвотчинга.

Каких технологий не хватает бердвотчерам? И чего не хватает в России, чтобы еще активнее популяризировать это занятие?

В мире пока не создан автоматический распознаватель голосов птиц, а очень многие виды птиц узнать по голосу гораздо проще, чем по внешности. Пока определять птиц по их пению могут только эксперты с натренированным слухом — в крупных городах, например, в Москве, даже проводятся курсы по распознаванию птичьих голосов.

Семинар Нины Садыковой в Университете ИТМО. Фото Сергея Кошелева
Семинар Нины Садыковой в Университете ИТМО. Фото Сергея Кошелева

В России не хватает мобильных приложений и для визуального определения пернатых. Так, в Европе, где разнообразие птиц ниже, чем в нашей стране, этих приложений очень много. Поэтому мы совместно с Университетом ИТМО работаем над проектом цифрового определителя птиц, который будет рассчитан на все регионы России и на начинающих бердвотчеров. Сейчас мы готовим заявку для получения гранта на эту разработку. С помощью проекта мы также хотим привлечь внимание к этой теме и сформировать экспертное сообщество, чтобы развивать популяризацию бердвотчинга.

На самом деле, популяризировать зоологию даже проще, чем физику или химию, потому что большинство объектов популяризации можно увидеть своими глазами, здесь почти нет ничего абстрактного, а звери и птицы у всех вызывают симпатию. Также, элементарно: в обычных городских парках России или популярных местах загородных прогулок почти нигде нет информационных стендов с описаниями и изображениями обитающих здесь птиц. Такие стенды вы встретите почти во всех европейских парках.

Семинар Нины Садыковой в Университете ИТМО. Фото Сергея Кошелева
Семинар Нины Садыковой в Университете ИТМО. Фото Сергея Кошелева

Можете назвать какие-либо научные вызовы, через которые можно популяризировать бердвотчинг?

Пожалуй, самые глобальная тема — это реакция природы на изменение климата и сохранение биоразнообразия. С точки зрения биологии интересно, как разные биосистемы реагируют на это, кто быстрее приспосабливается, кто быстрее деградирует. В этом контексте также интересно смотреть, что может сделать человек, чтобы извлечь выгоду из происходящих изменений. Например, из-за потепления больше северных территорий могут оказаться пригодны к земледелию.

В России изучение климата ведется, но почти не популяризируется. Дело в том, что изменение климата наиболее наглядно проявляется в приарктических регионах, где проживает мало людей, а людям свойственно интересоваться тем, что касается лично их. То есть большинство россиян просто не видит, насколько радикальны происходящие изменения.