Помимо Университета ИТМО, участниками проекта являются Thomas Jefferson University (США), University of Wolverhampton (Великобритания), Aalborg University (Дания), Hochschule Wismar (Германия) и KTH Royal Institute (Швеция). Вторая летняя школа состоится в онлайн-формате и будет посвящена теме «Освещение для образовательных и офисных пространств». Принимающим вузом станет Hochschule Wismar (Германия).
О проекте
Международный проект LIGHT4HEALTH стартовал в 2018 году и рассчитан до 2021 года. В его рамках для студентов и преподавателей вузов-партнеров организуется серия летних международных школ, воркшопов и встреч с целью создания единого образовательного курса, ориентированного на исследования здоровья в световом дизайне. Три образовательных модуля, из которых состоит курс, посвящены темам внутреннего освещения для жилых помещений, освещению для рабочей/образовательной среды и освещению в медицинских учреждениях. Среди рассматриваемых в проекте сфер научных интересов — неврология, фотобиология, нейроэндокринология, психофизиология и психология.
В разработке каждого образовательного модуля участвуют все шесть партнеров, каждый — в своей части. После этого модуль тестируется на летних международных школах проекта среди студентов. А затем — апробируется на воркшопах среди профессионального сообщества. Проведение и организация каждой новой встречи поочередно закрепляется за одним из вузов-партнеров консорциума. В 2019 году участников первой летней школы, посвященной теме «Внутреннее освещение для жилых помещений», принимал британский вуз University of Wolverhampton. Вторую летнюю школу планировалось провести в августе 2020 в Германии на базе Hochschule Wismar, но из-за пандемии сроки проведения перенесли на октябрь. Также изменился формат встречи. Теперь занятия второй летней школы в Hochschule Wismar будут проходить онлайн и продлятся пять недель: с первой недели октября по первую неделю ноября 2020.
Вторая летняя школа LIGHT4HEALTH посвящена освещению для рабочей и образовательной среды. Будут исследованы особенности восприятия освещения при различных сценариях (например, в разное время суток или при стрессовых ситуациях) и для разных групп пользователей (дети, молодежь, пожилые, люди с ограниченными возможностями) с учетом национально-культурных особенностей, географических зон и климатических условий.
Пять недель — пять учебных модулей
Программа рассчитана на один месяц онлайн-лекций и практических занятий и включает пять образовательных модулей. Каждый длится неделю. Лекции и практические задания студенты выполняют в любое удобное для них время. Каждую пятницу в течение всего периода обучения будут проводиться онлайн-консультации и обсуждения с преподавателями по пройденному материалу. Также студенческие команды представят результаты выполненных практических заданий. Работа над проектом будет вестись в международных группах, в которые войдут участники из разных университетов консорциума — по одному от каждого вуза. Всего же будет организовано четыре учебные группы по шесть человек.
Первая неделя второй летней школы LIGHT4HEALTH (модуль 1) начнется с лекции о том, как спроектировать освещение для рабочей и учебной среды (HSW). Студентам расскажут об особенностях дневного света, типах источников искусственного света на рабочем месте и в школе, качестве освещения и цветопередаче. Участники летней школы познакомятся со стандартами освещения (HSW, Daylight и WELL), узнают о мерцании и бликах (UGR) для искусственного освещения, о хороших и плохих примерах проектов в рабочей и учебной среде (TBD). В ходе практического упражнения студентам предстоит замерить дневное освещение на открытом воздухе в разное время суток (утро, полдень и вечер) и искусственное освещение (общее и на рабочей поверхности стола), а также сравнить горизонтальную и вертикальную освещенность, мерцание и другие параметры с помощью светового спектрометра нового поколения, оснащенного дополнительной электроникой и быстрым фотодиодом для измерения частоты мерцания, индекса мерцания и коэффициента мерцания в дополнение к широкому диапазону стандартных фотометрических и колориметрических значений).
Вторая неделя (модуль 2) будет посвящена визуальным и невизуальным метрикам освещения, использованию спектрометра для измерения SPD, сбору данных и применению CIE Toolkit. В ходе практических заданий студенты продолжат проводить измерения с помощью спектрометра освещения искусственных и естественных источников света в разное время дня и в разных местах, анализировать данные, регулировать искусственное освещение (CCT, SPD и затемнение), использовать CIE Toolkit и получать другие практические навыки.
В ходе третей недели (модуль 3) участники второй летней школы исследуют использование показателей освещения в световом дизайне, поддерживающих благополучие в школе и на рабочем месте. Будут затронуты темы проектирования интеллектуального освещения, ориентированного на пользователя, динамического освещения в классах и в офисах, создающего естественный поток света, изучен смешанный метод исследования света, поведения и звука. Во время практического задания студентам предстоит концептуализировать, спланировать и реализовать первое небольшое дизайнерское решение в пространстве с точки зрения света для здоровья. И обосновать выбранные световые приемы.
Четвертая и заключительная пятая недели (модули 4 и 5) посвящены работе над итоговым в рамках второй летней школы дизайн-проектом освещения. Студенты на практике применят полученные знания и навыки, освоят дополнительные инструменты для проектирования в световом дизайне, сравнят результаты полевых и смоделированных тематических исследований. Завершится пятая неделя презентацией финального группового проекта освещения (Lightplan) офиса или учебного пространства.
В работе второй летней школы в 2020 году примут участие преподаватели и студенты международной магистратуры «Световой дизайн» Университета ИТМО (CLD ITMO University), ставшей одним из активных участников создания международного проекта LIGHT4HEALTH.
«Чтобы человек воспринимал световую среду как комфортную, нужно учитывать не только его физические особенности, но и индивидуальные, к примеру, культурные предпочтения. Например, жители южных и северных стран по-разному воспринимают цвета, интенсивность освещения, холодный и теплый свет. В других исследованиях выявлена гендерная разница в восприятии света. Зная это, можно создать комфортную среду для разных людей в одном пространстве», — рассказывает руководитель программы магистратуры «Световой дизайн» CLD ITMO University Наталья Быстрянцева.
LIGHT4HEALTH: значение для отрасли и пользователей
Пандемия коронавируса несколько изменила сроки проведения мероприятий в рамках проекта LIGHT4HEALTH, но организаторы надеются, что третья летняя школа в столице Дании состоится, как и планировалось ранее, летом 2021 года. В Копенгагене располагается Lighting Design Research Group департамента архитектуры, дизайна и медиатехнологий Aalborg University, на базе которого и пройдет финальная летняя школа. Она станет завершающей в цикле встреч партнеров консорциума и будет посвящена вопросам влияния освещение на здоровье в медицинских учреждениях.
Итогом международного проекта LIGHT4HEALTH в 2021 году станет разработка и запуск уникальной web-платформы, на которой соберут лучшие образовательные практики, учебно-методические материалы курса, видеолекции, интерактивные упражнения и методы исследования о влиянии света на здоровье человека в световом дизайне. В то же время это будет платформа, где студенты, преподаватели, ученые и светодизайнеры смогут представить собственные исследования и влиять таким образом на развитие этой области научных и практических знаний. Материалы платформы помогут при разработке прогрессивных проектов освещения для больниц, школ, высших учебных заведений, офисов и жилых домов, ориентированных на благополучие человека, повышение качества освещения и световой среды.
Доступ к платформе откроют всем заинтересованным в проекте сторонам — членам консорциума, представителям профессионального сообщества светодизайнеров, исследователям, а также студентам и преподавателям ассоциированных партнеров проекта, среди которых VIA-Verlag company (Germany) Università Iuav di Venezia (Italy), Vicenza Institute of Architecture (Italy), Roma Tre University (Italy) Tallinn University (Estonia) — The School of Digital Technologies и др.
Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО