Конкуренция зависит от соперников
Прежде чем говорить о конкурентоспособности вуза, нужно понимать, в какой именно области идет конкуренция, считают участники пресс-конференции Нельзя сравнивать университеты, не понимая, в чем заключается миссия каждого учебного заведения. Эта миссия продиктована не указом «сверху», а сформирована коллективом вуза.
«Например, в Петербурге одни вузы могут продвигать себя на международном рынке. Иные университеты стремятся занять лидерские позиции в определенном секторе экономики. Другие учебные заведения рассматривают себя в качестве инструмента интеллектуального, производственного развития региона, в котором они расположены. Это и есть стратификация», — пояснил Владимир Васильев.
Ректор Университета ИТМО напомнил о моделях работы вузов, формировавшихся исторически. Так, университеты «первого уровня» занимались только образованием. «Университеты 2.0» стали уделять больше внимания и науке. Сейчас перед российскими вузами стоит задача формирования «Университетов 3.0» — модели предпринимательских вузов, в которых наука не только создается, но и коммерциализируется. В мире начинают появляться и университеты четвертого порядка, на которые, помимо прочего, возлагают социальные задачи улучшения жизни населения.
«Вузы всех четырех моделей делают акцент на том, чтобы стать конкурентоспособными на международном уровне. А если говорить о конкуренции внутри России, то здесь вузы стараются выделяться за счет своей специфики. В этом случае результаты измеряются просто: делами, которые совершают выпускники университетов», — добавил Владимир Николаевич.
Качество университетского образования — в делах выпускников
Основная задача любого университета — подготовка приспособленных к профессиональной конкуренции специалистов. Для этого выпускники должны быть инновационнее и креативнее, чем их соперники, считает проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова Владимир Павлов.
«Вуз выполняет и другую важную задачу, являясь мощным социальным лифтом. Выпускники должны выходить из университетов профессионалами. Но, к сожалению, 4−6 лет — это не тот срок, за который можно подготовить специалистов», — уверен он.
В нашем веке технологии того или иного производства меняются быстрее, чем студент успевает получить диплом. Получается, что выпускник выходит из вуза с устаревшими знаниями и компетенциями. Чтобы не допускать этого, вузы должны совмещать теоретическое образование с непрерывной практикой.
«Поэтому так важно создавать базовые кафедры, проводить совместные мероприятия с различными предприятиями, причем не только российскими, но и иностранными. Здесь важны процессы интернационализации: необходимо по всему миру искать лучшие образовательные практики и реализовывать их в российских университетах», — прокомментировал ректор Политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской.
Подготовка молодых людей к профессиональной деятельности должна начинаться не тогда, когда абитуриенты выбирают вуз, а в самом процессе школьного обучения. Для этого в России необходимо увеличивать количество специализированных школ, особенно с физико-математическим уклоном, потому что до сих пор процент сдающих ЕГЭ по этим дисциплинам крайне мал, подчеркнул ректор Университета ИТМО. Кроме того, вузы должны плавно входить в жизнь школьников, проводя для них различные мероприятия, создавая детские технопарки, ФабЛабы. Так ученики смогут раньше понять, какие требования будут предъявляться к ним в высшей школе, и сделают свой профессиональный выбор осознанно.
Изменение структуры образования и кадрового потенциала вузов
Исторически при создании институтов высшего образования России акцент делался на мастерство и профессионализм сотрудников. Это же служило мерилом конкурентоспособности научных организаций и вузов, в том числе и в мире.
«И сейчас такая система актуальна. Хороший пример — это Национальный университет Сингапура и Наньянский технологический университет. Эти два вуза пригласили к себе лучших ученых со всего мира, которые составляют 60−65% коллектива. Благодаря этому ранее малоизвестные вузы за 10 лет сделали большой скачок вперед и вошли в сотню лучших университетов в международных рейтингах», — сказал Владимир Васильев.
Если рассматривать преподавательский и научный состав российских «Университетов 2.0», то 4−7% сотрудников — это специалисты из ведущих международных институтов. Среди остальных сотрудников вузов лишь 10−15% будут соответствовать высоким международным требованиям преподавания и исследовательской работы. Такие примерные цифры привел ректор Университета ИТМО, добавив, что участники Проекта 5−100 постепенно улучшают эти показатели.
«У нас в вузах действительно существует кадровая проблема, мы это понимаем и не скрываем, — согласился с коллегой ректор Политехнического университета Петра Великого. — Большинство профессоров — это люди старше 60 лет. Безусловно, они обладают компетентными знаниями, но о вчерашних технологиях. В рамках Проекта 5−100 мы стараемся приглашать иностранных специалистов либо наших соотечественников, которые получили опыт за рубежом и хотят вернуться работать в Россию. Студенты, обученные этими специалистами, будут развивать новые технологии, опираясь на современные знания», — сказал он.
Андрей Рудской добавил, что сейчас российские университеты начинают внедрять модульную систему образования. Она подразумевает проведение интенсивных циклов лекций, которые читают узкоспециализированные профессионалы, а не профессора с разносторонними компетенциями. Это, как и остальные аспекты, заявленные представителями петербургских вузов, делает образование более прикладным, полным и качественным. И, как следствие, повышает конкурентоспособность университетов.