Напомним, что главным мерилом достижения конкурентоспособности российских вузов является их вхождение к 2020 году в сотню лучших университетов по версии таких авторитетных мировых рейтингов, как QS, THE, AWRU.
На данный момент рейтинги QS и THE уже опубликовали как общие, так и предметные списки лучших вузов. Российские университеты значительно улучшили свои результаты и расширили присутствие в мировых топах. Так, пять участников Проекта 5−100 вошли в топ-100 предметных рейтингов — МФТИ, Университет ИТМО, НГУ, НИУ ВШЭ и МИФИ, в топ-300 обосновались еще пять университетов, среди которых СПбПУ, КФУ, ТПУ, ТГУ, УрФУ.
Попадание в рейтинги — результат улучшения целого ряда показателей, которые развивают вузы с первого года участия в Проекте 5−100, уверен ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. Несмотря на разные профили и стартовые позиции, отечественные вузы стремительно ворвались в мировую «гонку» за талантливых студентов и репутацию. Рассказывая, как вузы движутся к успеху, Владимир Васильев остановился на конкретных показателях. Так, ряд университетов повысили общий объем НИОКР: за три года КФУ увеличил этот показатель в 2,5 раза, достигнув отметки в 1168,4 млн рублей, ДВФУ — в 2,3 раза (1035,6 млн рублей), Университет ИТМО повысил объем НИОКР в 1,6 раз за три года и при этом достиг суммы привлечения средств от них в 2286,3 млн рублей. Во многом этот показатель отразился на том, что петербургский вуз впервые вошел в рейтинг Times Higher Education и сразу обосновался на третьей позиции среди российских университетов.
Значительно выросло общее количество публикаций вузов Проекта 5−100 в Web of Science. Некоторые университеты в разы увеличили показатели в сравнении с 2013 годом: ученые ТГУ стали публиковаться в 4,3 раза активнее, ВШЭ — в 4 раза. Благодаря дополнительному финансированию государства российские вузы стали более привлекательными для иностранных студентов: их число увеличилось в 1,6 раз в сравнении с показателями 2013 года. Вузы становятся боле узнаваемыми в том числе благодаря следования концепции открытого образования. В период с 2015 по 2016 год число онлайн-курсов, представленных на национальной платформе «Открытое образование», увеличилось с 22 до 82. Экспоненциально растет и число студентов, у которых эти MOOC востребованы — с 70 074 до 382 426 человек. Кроме того, свыше миллиона человек из 195 стран мира записались на онлайн-курсы российских вузов на международной образовательной платформе Coursera: порядка 200 тысяч из них — жители США и стран Европейского союза.
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула, что Проект 5−100 будет продолжен.
«Для нас крайне важны не показатели, а инструменты и механизмы, которые стоят за этой динамикой», — добавила она.
В рамках встречи ассоциации «Глобальные университеты» ректоры вузов-участников ассоциации предложили рассмотреть задачу вхождения к 2025 году в топ-100 международных рейтингов как минимум одного российского вуза по каждому предметному направлению. На данный момент отечественные университеты присутствуют в лидерах 14 предметных рейтингов QS из 42.
«Данное предложение рассматривается очень серьезно, — комментирует Владимир Васильев. — 9 апреля 2016 года вышло постановление правительства РФ, которое уточняло постановление правительства № 211 „О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации“. В нем сказано, что для системы российской высшей школы важны не только институциональные рейтинги, но и предметные, поскольку точка входа в первые топы находится именно в предметных рейтингах. Поэтому нам важно фокусироваться на них».
Как отмечает Владимир Васильев, Университет ИТМО уже вошел в один предметный рейтинг THE по Computer Science, и к 2020 году вуз нацелен еще на предметные рейтинги, связанные с естественными науками, инжинирингом, Materials Sciences. В перспективе до 2025 года вуз также планирует высоко развить показатели по предмету Life Science.
Следующая встреча ассоциации состоится уже в новом году. С достижениями вузов ассоциации «Глобальные университеты» можно ознакомиться по ссылке.