Программа 2.0
Менеджер Центра организации творческих и корпоративных проектов университета ИТМО Людмила Цой рассказала, что это не первая попытка наладить передачу практического опыта в университетской среде. Однако новая программа будет особенной.
Ранее в ИТМО уже существовал менторский проект. В чем специфика новой программы?
Раньше мы организовывали его совместно с благотворительным фондом «Рекурсия». Сложность заключалась в том, что это внешняя площадка, и мы не могли оценить, насколько плотно взаимодействуют наши студенты и выпускники, какие результаты они получают и есть ли они вообще. На площадке «Рекурсии» собирались выпускники ведущих вузов страны, которые позже становились менторами для студентов из разных университетов. С одной стороны, это позволяло нашим обучающимся найти специалиста по профилю, который отсутствует в ИТМО, а с другой – мы упускали связь поколений ITMO.Family. Именно по этим причинам мы создали наш внутренний менторский проект.
Есть какие-то ограничения по участию для студентов ИТМО?
Нет, строгих рамок мы не ставим, но больше ориентируемся именно на тех ребят, которые в скором времени закончат учебу, и перед ними встанет вопрос: «Что делать дальше?». Это 3 и 4 курс бакалавриата и 2 курс магистратуры. Просто потому, что для остальных студентов эта проблема не является такой острой. Но мы все равно принимаем анкеты от студентов всех курсов, так как среди них могут быть те, кто уже определился с будущим и хочет делать первые шаги уже сейчас. Тут больше имеет значение уровень осознанности, насколько ребята сами понимают, в чем именно им нужна помощь наставника. Без этого будет сложно работать в менторской паре.
Как будет строиться взаимодействие между студентом и ментором?
На этой неделе мы проведем отбор участников и совместно с сотрудниками Центра личностного развития проведем для них вводный тренинг, на котором объясним суть программы, зачем нужен ментор, как организовывать общение в менторской паре, как ставить цели и следить за прогрессом. После этого менторы и студенты уйдут в свободное общение до середины января. За это время мы рекомендуем им связаться друг с другом любым удобным способом минимум 5 раз. Очень важно, чтобы на первой встрече ментор и менти вместе проанализировали текущую ситуацию и потребности менти и поставили перед собой конкретную задачу, которую они смогут проработать вместе.
Выбор наставника
Кто может быть ментором?
Здесь много вариантов, потому что запросы у студентов разные. Кому-то нужна консультация по научным стартапам, бизнесу; кто-то хочет услышать совет эксперта, построившего в своей области удачную карьеру; а для кого-то важны знания ученого, который сможет подсказать, как реализовать себя в науке. Так что мы приглашаем различных специалистов, чтобы по возможности помочь каждому обратившемуся к нам студенту. Главное, чтобы выпускник-ментор сам понимал значимость этой роли и имел желание помочь ребятам.
Насколько сложно было привлечь выпускников?
Некоторых выпускников мы приглашали лично, потому что знали их и ту область, в которой они хорошо разбираются. Кроме этого, запустили рассылку с приглашением для всех выпускников. Для них, в свою очередь, это возможность развить свои лидерские способности и другие качества. Ведь в менторской паре учатся оба, так что для наставников это тоже релевантный опыт.
Менторы должны на момент программы быть в Санкт-Петербурге?
Нет. У нас уже есть менторы из других городов и даже стран, так что это не важно. Самое главное, чтобы сложились пары: студента и наставник, который обладает достаточными компетенциями для помощи своему подопечному.
То есть может быть такая ситуация, когда под задачу студента не нашлось ментора?
Да, такое возможно. Но если в первом потоке мы не найдем кому-то наставника, то продолжим работать над его запросом и предложим помощь, когда в нашей команде появится подходящий эксперт.
Как менторы видят свои цели
Михаил Леонтьев, создатель бренда New Wallet, компании по производству кошельков из инновационного материала Тайвек
Мне интересно поделиться опытом ведения бизнеса, мои темы – это оборот денег в компании, регламенты, инструкции, взаимодействие с подрядчиками, подводные камни, инвестиции, перспективы рынка, целевая аудитория. Я готов научить тому, как не выпасть из реальности, что делать после того, как окончил университет, как найти свое призвание, понять зачем нужны деньги и бизнес.
Марианна Крель, профессиональный коуч и тренер
Участвую в этой программе, потому что, когда в студенческие годы мне самой нужен был ментор, он нашелся. Мне хочется продолжить эту добрую практику: помогать тем, кто в начале профессионального пути.
Виталий Сотников, основатель стартапа NativeOS
Могу рассказать о том, как делать не надо, а также про AI, кинематограф, стартапы и управление четырьмя компаниями.
Планы на будущее
По словам Людмилы, новая менторская программа поможет студентам понять ценность наставничества и взаимной помощи, чтобы после учебы вернуться и стать ментором для нового поколения студентов ИТМО.
«Мы хотим, чтобы проект стал регулярным и создал цикл, когда сегодня человек — студент и ученик, а завтра – успешный профессионал и ментор. Это то, к чему мы стремимся в глобальном масштабе: заложить прочные основы культуры взаимодействия между поколениями ИТМО через помощь и поддержку друг друга», — заключила Людмила Цой.