В 2018 году университет ввел в образовательные программы новые дисциплины, которые стали общими для всех студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры — блок фундаментальной подготовки, на базе которого студенты приступают к изучению профессиональных дисциплин. Это было сделано не случайно: общеуниверситетские модули формируют soft skills, цифровую и предпринимательскую культуру, развивают системное и аналитическое мышление, необходимые для жизни и работы в условиях цифровой экономики, а после этого, в зависимости от образовательной программы и специализации, студенты получают hard skills.

В набор общеуниверситетских модулей входят следующие:

(Кликайте на название каждого модуля, чтобы подробнее узнать, что в них входит и какие результаты обучения можно достичь, изучая эти модули)

Университет ИТМО
Университет ИТМО

Но даже сейчас, после двух лет реализации совершенно новых образовательных программ, их необходимо постоянно пересматривать и развивать, чтобы обеспечить обучающимся максимально качественное образование. Одним из ключевых инструментов для этого является обратная связь от студентов, изучающих эти курсы. Именно поэтому Центр качества организации учебного процесса регулярно проводит опросы по каждой дисциплине: об ожиданиях в начале семестра и результатах в конце семестра.

В сопроводительных письмах к опросам мы всегда отмечаем, что обратная связь нам очень нужна, потому что именно так студенты напрямую могут влиять на качество своего образования. Кроме общей удовлетворенности мы оцениваем уровень мотивации к изучению дисциплины, уровень удовлетворенности качеством материалов курса, достаточность материалов для подготовки к зачету или экзамену, сложность сдачи зачета или экзамена и другие аспекты.

Изменения в модуле Soft Skills, сделанные по результатам опросов. Инфографика центра качества организации учебного процесса
Изменения в модуле Soft Skills, сделанные по результатам опросов. Инфографика центра качества организации учебного процесса

Мы часто слышим, что многочисленные опросы, которые мы просим вас заполнить, в действительности ни на что не влияют. На самом деле это не так. Университет учитывает мнение обучающихся и использует его для постоянного совершенствования.

Результаты по каждому из этих аспектов обрабатываются и анализируются сотрудниками центра качества организации учебного процесса и передаются руководителям общеуниверситетских модулей, администрации вуза, преподавателям. В итоге проводится комплексная работа над улучшением дисциплин.

Чтобы продемонстрировать результаты этой работы мы подготовили инфографику по изменениям, которые уже произошли или планируются для внедрения в ближайшее время в дисциплинах общеуниверситетских модулей. Все это стало возможным благодаря тому, что вы оставляли свое мнение и пожелания по развитию курсов — всего за 2018/2019 и 2019/2020 учебные годы мы получили и проанализировали 8 871 анкету обучающихся бакалавриата и магистратуры. Инфографики размещены на странице центра качества организации учебного процесса.

Изменения в модуле Soft Skills, сделанные по результатам опросов. Инфографика центра качества организации учебного процесса
Изменения в модуле Soft Skills, сделанные по результатам опросов. Инфографика центра качества организации учебного процесса

Надеемся, что наглядное представление результатов влияния обратной связи покажет вам, что ваши голоса услышаны, и у вас появится желание пройти текущие опросы и сообщить нам о том, что еще в своем образовании вы хотели бы изменить. Не только по общеуниверситетским модулям, но и по всем дисциплинам.

В данный момент впервые проводится масштабный опрос, охватывающий все дисциплины. Их можно оценить по нескольким критериям:

  • насколько качественно организован учебный курс,

  • как проходила коммуникация преподавателя со студентами,

  • насколько эффективной она была,

  • насколько студенты довольны этим взаимодействием.

Подробнее об опросе можно прочитать в статье «Студенты Университета ИТМО смогут оценивать качество материалов и преподавания дисциплин».

Отзывы о модуле «История». Инфографика центра качества организации учебного процесса
Отзывы о модуле «История». Инфографика центра качества организации учебного процесса

Безусловно, опросы — это только один из существующих в университете механизмов получения обратной связи от участников образовательного процесса, позволяющий понять, как проходит ваше обучение. Но без активного участия студентов в анкетированиях невозможно построение качественного образования.

Если у вас возникли другие идеи и предложения по построению качественного образования, и вы хотите ими поделиться, то вы мы можете обратиться в центр качества организации учебного процесса, написав на почту edu.quality@itmo.ru или воспользовавшись этой формой.

Центр качества организации учебного процесса