Как рассказывает Светлана Гнездилова, директор Центра сопровождения инклюзивного образования, участие студентов с ОВЗ в Конгрессе является сильной мотивацией к их научно-исследовательской работе:
«Ребятам очень важно, что они помогают обществу, несмотря на свою инвалидность. Это их мотивирует в дальнейшем развиваться — они понимают, что их разработки и идеи приносят пользу. К тому же участие в КМУ помогает им повысить свой уровень публичных выступлений, повысить научный уровень работ и апробировать свои выпускные квалификационные работы».
Рассказываем о докладах, которые представили студенты.
Гитара для людей с ОВЗ и электронный помощник для выбора профессии
Магистрант ФТМИ Денис Гончаров рассказал о своей разработке — гитаре, на которой смогут играть люди с ограниченными возможностями. Ее особенность в том, что для извлечения звука струны не нужно зажимать с силой – достаточно лишь коснуться их. Гриф оборудован специальными датчиками, которые считывают положение руки. Сами же звуки воспроизводятся из загруженных в инструмент семплов — как на синтезаторе.
Стоит отметить, что инструмент подходит не только людям с инвалидностью, но и может использоваться для обучения игры на гитаре максимально широким кругом людей. Подробнее об этой разработке читайте в нашем отдельном материале.
Аспирант ФПиКТ Артем Меинов представил электронный сервис-помощник для выбора направления подготовки в вузе для абитуриентов, имеющих инвалидность и ОВЗ. За основу разработки было взято учебно-методическое пособие, составленное Центром сопровождения инклюзивного образования — оно помогает абитуриентам с ОВЗ принять обдуманное решение при поступлении в Университет ИТМО. Электронный сервис включает перечень всех направлений подготовки ИТМО, специализированный «Перечень профессий, не рекомендуемых при некоторых видах заболевания» и «Матрицу профессий будущего» (по материалам Атласа профессий будущего). В дальнейших планах Артема — адаптация сервиса для слабовидящих (интерфейс разрабатывается на основе консультаций с оптометристом), добавление в каталог других университетов помимо ИТМО и внедрение онлайн-консультаций.
Портал для юридической и медицинской помощи
Еще один каталог, но уже информационных систем и порталов для людей с ОВЗ, подготовила студентка первого курса магистратуры ФТМИ Виктория Пашинцева. В докладе она поделилась результатами своего исследования различных онлайн-систем, позволяющих маломобильным группам населения безбарьерно получать государственные услуги или информацию о своих правах и возможностях. По итогам анализа, была выявлена общая тенденция информационных порталов: они в основном только агрегируют сведения об инвалидности, нормативно-правовой базе, рекомендованных мероприятиях реабилитации или абилитации, государственных услугах и не предоставляют, как правило, консультационного сопровождения.
Виктория предложила создать информационной портал по юридическому сопровождению людей с ОВЗ — это позволило бы объединить людей, нуждающихся в медико-правовой консультации, некоммерческие организации, оказывающие безвозмездные юридические услуги, общества инвалидов и другие заинтересованные учреждения, а также качественно изменить подход к проведению медико-социальной экспертизы и обеспечить нуждающихся граждан достаточной и доступной юридической помощью.
«Выбор темы пришел случайно. Отталкивалась от проблематики по личному опыту — на протяжении более 10 лет постоянно сталкивалась с бюрократией в сфере инвалидности (прохождение комиссий МСЭ, получение ТСР и т.д.) и нехваткой грамотных специалистов в юридической области. Проведя анализ существующих информационных порталов, поняла, что они в основном нацелены на агрегацию информации. Вот так и родилась идея о портале по юридическому сопровождению людей с ОВЗ. И если когда-нибудь подобный проект заработает, то информационный портал существенно позволит повысить качество жизни людей с ОВЗ при получении услуг или ТСР, которые так необходимы для данной категории людей», — объясняет Виктория Пашинцева.
Дислексия и дистанционное образование
Студентка первого года магистратуры факультета СУиР Екатерины Макаровой представила доклад «Дислексия и высшее образование в период пандемии: плюсы и минусы дистанционного обучения». Дислексия является одной из самых распространенных проблем в освоении учебного материала. Екатерина рассмотрела трудности, с которыми сталкивается человек с дислексией, а также проанализированы возможности инклюзивного обучения в период пандемии.
Видео-лекции, предоставленные заранее, позволяют студентам с дислексией осваивать программу в размеренном режиме, соблюдая баланс труда и отдыха, что положительно сказывается на продуктивности. Онлайн-занятия способны помогать таким обучающимся сохранять концентрацию, так как студент при необходимости может сделать перерыв, более того, такой формат позволяет получать знания в наиболее комфортной обстановке, без отвлекающих факторов, с правильными освещением и оборудованным рабочим местом.
«Тему выбрала, потому что знакома с ней не понаслышке — у меня самой дислексия. И я знаю, насколько мало о ней говорят в России, хотя дислексией страдает около 10% населения земного шара. В Европе уже давно успешно обучают таких людей в обычных школах, тогда как у нас только недавно стали учитывать логопедические ошибки и предоставлять дополнительное время на ЕГЭ, и то это не такая частая практика. Та же Ассоциация родителей детей с дислексией появилась всего лишь шесть лет назад», — поделилась Екатерина Макарова.
По ее словам, информация о том, как проходит обучение «дислексиков» в вузах, в русскоязычных источниках практически отсутствует, потому что долгое время бытовало мнение, что такие люди не способны получить высшее образование.
«Если взглянуть на список выдающихся людей с дислексией, то становится грустно от понимания, сколько выдающихся умов мы потеряли из-за этого мифа, потому что дислексия — это не только "расстройство обучения", но и образное мышление и умение находить нестандартные решения. Для меня стало очень приятным открытием, что в ИТМО относятся с пониманием к моей проблеме и стараются адаптировать учебный процесс, насколько это возможно на данном этапе внедрения», — подчеркивает она.
Секция инклюзивного образования проходит каждый год, ее цель — показать, что количество идей и изобретений в сфере технических средств помощи для лиц с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым днем. И это действительно важный шаг для всего человечества, ведь эти устройства облегчают жизнь людей с инвалидностью и повышают их уровень жизни. Им становится доступнее все больше и больше возможностей, которые помогают им беспрепятственно интегрироваться в общественную жизнь и реализовывать свой потенциал.