Многонациональная команда Lighting Design Collective из светодизайнеров, программистов и цифровых художников создала проекты мирового уровня в более чем 20 странах. Это культурные, гостиничные, торговые, офисные и многофункциональные проекты, а также жилые, ландшафтные и инфраструктурные проекты от Мадрида до Майами, от Лондона до Мексики и от Гонконга до Хельсинки.
Среди реализованных Яри Вуориненом знаковых проектов: в Хельсинки – мастер-планы городского освещения, штаб-квартира компании UPM, станция метро Lauttasaari и посольство Саудовской Аравии. В Шанхае – Novartis Shanghai Campus. В Таллине – план освещения Старого города. В Праге – мастер-план проекта Oaks Prague.
В интервью Яри рассказал о базовых принципах и ценностном подходе в работе светодизайнера, о самых интересных и сложных объектах, особой методике по работе с пространством и светом, о его пути в профессию и будущем светового дизайна. Он также поделился своими впечатлениями от работы со студентами магистратуры «Световой дизайн», раскрыл содержание курса лекций и дал советы о том, как добиться успеха в профессии.
— Яри, вы являетесь партнером международной команды Lighting Design Collective в Финляндии (Хельсинки), специалистом по интеграции в архитектуру и строительную сферу инновационных high tech и digital технологий с использованием художественных средств. Компания реализовала большое количество проектов в разных странах мира. Есть ли какие-то базовые принципы или ценности, которыми руководствуется компания при выборе и воплощении своих проектов? В чем они заключаются?
— Хм… хороший вопрос. Нам не всегда удается выбирать проекты, иногда просто нужно хорошо выполнить ту работу, которую поручили. Мы пытаемся использовать разные подходы. Например, мы понимаем, что существует стандартный, почти традиционный, классический способ освещения. Но мы не всегда хотим этому следовать и стараемся привнести как можно больше нового видения. При этом далеко не всегда дело заключается в использовании новых технологий, но обязательно должны быть свежие идеи: как мы подходим к проекту, как мы создаем ценность для клиента и оправдываем его ожидания.
Я думаю, что наше преимущество — в органичном подходе. Мы умеем не «застревать» в идеях. Стараемся стремиться все выше, идти вперед и соответствовать тому факту, что нам нравится считать себя лидерами мнений. Время покажет, происходит ли это на самом деле. Это возможность думать о проектах по-разному. И, опять же, нужно постоянно напоминать себе и задавать вопрос: «Почему?»
— Вы выполнили ряд разнообразных и креативных проектов по дизайну освещения, от индивидуальных художественных заказов до крупных торговых, коммерческих и культурных зданий. Какие из них были для вас самыми сложными и самыми интересными? Почему?
— У многих проектов была своя проблематика и интерес, многие вещи были сложными по-своему. С другой стороны, вы всегда стремитесь к чему-то, что выходит за рамки освещения, и вам нужно быть готовым к решению некоторых проблем: что-то технически не работает, некоторые идеи не реализуются, и тогда нужно что-либо переосмыслить или отказаться от чего-то. Все проекты по-своему сложны и интересны: в них всегда есть что-то, что нужно решить. Как для дизайнера, для меня самое сложное — это пойти на компромисс, отказаться от своего художественного «эго» и по-настоящему подумать о том, чего на самом деле хочет клиент. А затем попытаться переосмыслить сложную проблему и ответить на нее так, чтобы мой ответ всем был понятен. В этом и сложность, и интерес.
— Над какими проектами в области архитектурного освещения и светового дизайна вы работаете в настоящее время? Расскажите, есть ли у вас какая-то особая методика по работе с пространством и светом?
— Мы работаем на разных уровнях архитектуры. Что касается моего стиля, то да, он очень часто меняется [смеется]. Но лично для меня очень важно говорить о эмоциональных мирах, а не о технологиях, потому что лишь ограниченное число людей действительно понимают, о каких технологиях вы говорите. Например, когда вы рассказываете о люксах, люменах или искусственном интеллекте, у каждого свой взгляд на это. Я же стараюсь сделать все понятным для всех. Это навык не эгоцентричного человека. И его нам всем нужно развивать, независимо от того, насколько вы технически подкованы, как глубоко вы занимаетесь своей профессией, независимо от чего-то очень конкретного. Если вы не можете говорить или выражать это так, чтобы все понимали, значит, вы, вероятно, тоже этого не понимаете.
Таков мой личный взгляд на вещи: освещение нужно обсуждать как опыт, его нужно обсуждать на эмоциональном уровне. Например, вы можете говорить про «циркадные ритмы», используя специальные термины, но это не является хорошей «эмоциональной отправной точкой». Или вы можете сказать, что цветовая температура бывает холодной и теплой, и это уже эмоциональные слова для описания. И все их понимают: если мы смотрим на что-то теплое, это, вероятно, означает уют, атмосферность и приятные ощущения. А если глядим на холодное, то это может восприниматься более официальным, нейтральным и так далее. Это мой личный подход — всегда вносить эмоциональный аспект.
— В этом году вы прочитали студентам магистратуры «Световой дизайн» курс лекций на тему Problem-Based Approach to Lighting Design Projects. Расскажите, пожалуйста, когда впервые произошло ваше знакомство с программой «Световой дизайн» университета ИТМО и ее руководителем Натальей Быстрянцевой?
— Думаю, это было в 2016 году. Меня пригласили на конференцию, которую проводил Университет ИТМО в Санкт-Петербурге. Тогда же я познакомился с Натальей Быстрянцевой. Мне было очень любопытно увидеть представленные на выставке студенческие работы. После этого я захотел еще больше узнать о программе «Световой дизайн», потому что она отличалась от других университетов. Вообще, сейчас можно выделить две самые интересные образовательные программы светового дизайна: одна в Санкт-Петербурге, а другая в Копенгагене.
— Расскажите, пожалуйста, кратко о содержании курса. Чему он посвящен? Какие вопросы удалось разобрать со студентами?
— Мы обсудили с организаторами вопросы, о которых я хотел поговорить. Мой подход был очень открытым, потому что я не лектор в широком смысле, не профессор или ученый. Поэтому я старался придерживаться подхода, основанного на реальности. Обсуждаемые нами темы касались профессиональных вопросов: как вы справляетесь с проектной работой, как вы определяете проблемы в проектной работе и какие ответы вы на них находите. Очевидно, что существует много способов сделать это, я же попытался поделиться своим видением и подходом.
— На развитие каких профессиональных навыков и компетенций направлен курс лекций? Как он поможет студентам лучше понять и освоить профессию светодизайнера?
— Курс был направлен, главным образом, на понимание вызовов и проблем в проектной работе, а также на то, как их решать. Это может быть, например, определение потребностей различных заинтересованных сторон (стейкхолдеров) проекта — того, чего они хотят, а затем удовлетворение их потребностей. Темы, которые мы обсуждали, были очень разнообразны, и хочу отметить, что студенты задавали множество хороших вопросов, которые относились к этим темам.
Я надеюсь, что мой курс поможет студентам в работе над реальными проектами. На мой взгляд, главное, что я пытался донести, было всегда задавать вопрос «Почему?» Когда вы продвигаетесь вперед или начинаете работу над новым проектом, вы должны спросить себя: зачем это нужно освещать; действительно ли оно заслуживает освещения и так далее. А потом вы просто расширяете масштаб своих вопросов «Почему?» и отвечаете на них.
— Поделитесь своими впечатлениями от работы со студентами ИТМО. Насколько комфортным было общение? Оправдались ли ваши ожидания?
— Что меня удивило, так это то, что курс был на английском языке. Я имею в виду, что для начала это была очень хорошая точка открытого общения: у нас был общий язык. К сожалению, я не знаю ни слова по-русски. И было очень приятно видеть и чувствовать людей здесь, говорящих и задающих вопросы на английском, и в целом у нас действительно получилась качественная коммуникация.
Для меня очень важно пообщаться с людьми, которые только начинают знакомство с профессией светового дизайнера, и попытаться понять их точку зрения, как они сегодня видят эту сферу, о чем думают. Это очень широкий предмет: кто такой дизайнер по свету и чем на самом деле занимается.
Также ключевым моментом было успешное двустороннее общение. И, конечно же, я хочу отметить качество всех студенческих работ с точки зрения их идей, мышления и проектов. Вспоминая свои старые студенческие годы из 90-х, я с приятным чувством осознаю, что мир действительно сильно меняется и постоянно развивается.
— Ваш опыт работы в области светового дизайна составляет около 19 лет. По образованию вы художник по свету. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в эту сферу? Когда началось увлечение световым дизайном? И как оно переросло в профессию?
— Вау, это хороший вопрос. Как я пришел к этой действительно интересной профессии? Совершенно случайно. Я начал с изучения фотографии, видеографии, а затем перешел к освещению развлекательных и иных мероприятий, кинематографическому освещению, и с этого момента мой интерес больше сосредоточился на архитектуре.
Несколько лет назад я услышал о восьмилетнем ребенке, желающем стать дизайнером по свету. Для меня это стало большим сюрпризом, потому что, например, моя карьера в своем развитии совсем не похожа на прямую, а наоборот. Поэтому очень интересно слышать, что молодые люди хотят быть дизайнерами по свету, и нам снова нужно спрашивать «почему» [смеется], почему они хотят быть дизайнерами по свету? Но это действительно хорошо. Это очень интересно. Пожалуй, это все, что я могу сказать.
— Как вы считаете, насколько профессия дизайнера освещения перспективна в мире?
— Да, вы спрашиваете дизайнера по свету, который, вероятно, должен ответить: «очень важна, действительно, очень перспективна». А что, если мы пофантазируем и представим: возможно, когда-нибудь в будущем технологии позволят нам отказаться от использования какого-либо освещения вообще? Мы сможем ходить в кромешной тьме и видеть вообще все? Так для чего тогда нам будут нужны дизайнеры по свету? Что ж, в этом случае они могут еще понадобиться нам в виртуальной реальности и тому подобных вещах. Так что не знаю, время покажет.
Я работаю дизайнером по свету уже 20 лет, и сегодня в мире есть столько всего, чего никто не мог предвидеть даже 10 лет назад. Например, светодиоды. Всегда будут какие-то новые технологические достижения, но имеет значение лишь то, как вы на самом деле привнесете это в свою профессию, свою повседневную жизнь и как вы прогнозируете будущее. Вы просто делаете предположения и надеетесь, что сумеете что-то понять, или же сосредотачиваетесь на попытках внедрить новшества? Несмотря на то, что наша компания сосредоточена на создании инноваций, довольно много других дизайнеров не делают этого. У меня нет ответа на этот вопрос. И я сам, действительно, хочу увидеть, что произойдет с профессией светового дизайнера в будущем.
— Какие навыки, компетенции нужно развивать студентам, чтобы достичь успеха в этой сфере. Дайте, пожалуйста, несколько советов нашим студентам ИТМО.
— Что ж, мудрые слова от господина Яри Вуоринена, возможно, трудно получить [смеется]. Будьте непредвзятыми... Я имею в виду, что я не буду говорить о технических инструментах и возможностях, потому что вы это уже знаете. Точное знание таких инструментов — это то, что вам нужно, если вы, например, работаете с архитектурой. Но если вы хотите стать дизайнером по свету, помните, что не стоит слишком углубляться в технические детали. Не стоит начинать с слишком технических вещей. Сначала задайте вопрос: «Почему?», задавайте простые вопросы. Постарайтесь, чтобы доступность восприятия была во главе угла, это не сложно. Мы всегда опираемся на чей-либо опыт в наших действиях: я видел, как много хороших ораторов очень вдохновляюще рассказывали об освещении, не говоря ни слова о технологиях. Большинство разговоров были эмоциональными и ясными.
Сосредоточьтесь на том, как улучшить коммуникацию. Довольно часто, исходя из моего личного опыта, если происходит какой-либо сбой в проекте, это, скорее всего, сбой в коммуникации: вы не понимаете клиента, клиент не понимает вас, ваша команда не понимает, что вы хотите, и вы не понимаете свою команду, или что-то в этом роде. Все неудачи в человеческом взаимодействии связаны с общением. Поэтому сохраняйте непредвзятость мышления, всегда задавайте вопрос «Почему?», не старайтесь быть кем-то другим и оставайтесь собой. Вот такой совет.