Почему ты выбрал Университет ИТМО для образования?
Есть несколько причин. Во-первых, Университет ИТМО всегда был очень известным вузом в области оптики среди ученых Китая. Когда была основана КНР, новое правительство уделяло очень много внимания развитию науки и прикладным исследованиям. Многие молодые люди тогда отправлялись за образованием в СССР, в том числе в ЛИТМО (Университет ИТМО). Когда они возвращались в Китай, то становились видными учеными, которые основали много научных школ в моей родной стране, например, оптическую. Во-вторых, Международный исследовательский центр нанофотоники и метаматериалов располагает сильной командой ученых, в которую я очень хотел попасть. Третья причина — личная: моя девушка первая приехала в Петербург учиться, я поехал за ней, сейчас мы уже женаты.
Почему ты решил разрабатывать технологии беспроводной передачи энергии?
Примерно 10 лет назад компания Apple выпустила свой первый сенсорный смартфон. Тогда заряда батареи хватало на неделю. С тех пор многое изменилось: покупатели электроники стали более требовательны к функциональности. Ведь смартфон сегодня — это не только средство связи, оно служит и для многих других целей. Но за производительность нужно платить. К сожалению, сейчас заряда батареи у мобильного телефона хватает максимум на два дня. Поэтому ученые должны разрабатывать новые технологии хранения и накопления энергии, и в этом вопросе беспроводная передача электроэнергии очень перспективна.
Как использование наноматериалов может улучшить эту технологию?
Пока в мире нет значительных прорывов в области повышения эффективности батарей в мобильных телефонах. В то же время, многие компании сейчас разрабатывают технологии резонансной зарядки. Первая научная статья про это была опубликована в 2007 году, в ней рассказывалось о том, как ученые смогли включить лампу мощностью 60 Вт с расстояния в два метра. Это фантастика. Для этого метода традиционно используют металлические катушки. Я же исследую, как можно заменить металл на керамику. С помощью этого материала можно сократить энергетические потери при зарядке и, следовательно, повысить эффективность процесса. Пока мы находимся на стадии разработки, у нас есть один прототип.
Ты думаешь остаться в Университете ИТМО после получения PhD?
Тяжело ответить однозначно. Я живу здесь уже три года и проведу здесь еще почти столько же времени до тех пор, пока не напишу кандидатскую. Мне очень нравится здесь работать: мои коллеги — очень дружелюбные люди, профессионалы в своем деле. Я всех уже знаю, здесь создана приятная рабочая атмосфера. Кроме того, за три года я почувствовал, что потенциал кафедры нанофотоники и метаматериалов постоянно растет, сотрудники не останавливаются на достигнутом, а ищут новые, более сложные задачи. В 2013 году, когда я приехал, Университет ИТМО получил грант по Проекту 5−100, и за прошедшее время вуз очень сильно улучшил свои позиции, это хорошо ощущается. Я горд, что стал частью этих изменений, что я часть команды. Поэтому карьера в России для меня будет хорошим вариантом, но я пока не решил наверняка.
Расскажи, что было самое трудное, когда ты только приехал в Петербург?
Сначала я совсем не говорил по-русски. В университете это было не важно, потому что здесь все говорят по-английски, а вот в жизни «снаружи» знание русского языка просто необходимо. Например, в супермаркетах почти невозможно общаться с сотрудниками. Поэтому у меня просто не было выбора, и я учил русский естественным путем, общаясь с местными. К тому же, мне очень хотелось участвовать в беседах, которые вели мои русские знакомые, быть частью сообщества русскоговорящих студентов. В изучении языка мне очень помогли мои одногруппники. А когда я поступил в аспирантуру, то мне сказали, что, скорее всего, защищать кандидатскую нужно будет и на русском, и на английском. Поэтому я начал посещать курсы русского языка.
А ты сталкивался с какими-нибудь «культурными конфузами» здесь?
Не знаю, насколько это именно культурная особенность, но несколько раз прохожие на улице предлагали мне с ними выпить. Когда это случилось в первый раз, я даже испугался: помню, был холодный зимний вечер, я шел один, а тут подходит какой-то мужчина и зовет меня выпить с ним алкогольные напитки. Однако, когда ситуация повторилась несколько раз, я понял, что эти люди не хотят мне зла, а просто ищут компанию. К тому же, это нормально, что люди хотят повеселиться вечером. Но я ни разу не принял такого приглашения, просто потому что совсем не пью.
Чего тебе не хватает в России больше всего?
Конечно, я скучаю по родственникам. За три года обучения я только дважды был дома, в Китае, потому что авиабилеты очень дорогие. Также мне не хватает китайской еды. Мы с женой стараемся готовить дома, а когда не получается, то ходим в суши-рестораны. Правда, я научился здесь варить борщ! Похоже, этот суп очень популярен у русских.