Роман Евстигнеев, магистрант первого года обучения, факультет технологического менеджмента и инноваций
О «Потанинке» я узнал буквально полгода назад. Раньше слышал, что существуют подобные стипендиальные программы и конкурсы, но в подробности не вдавался. Только сейчас понимаю, что зря.
Конкурс проходил в два этапа. Первый этап основан на письменной заявке, включающей четыре или пять эссе: про планы на будущее, мотивацию, лидерство и предполагаемую тему диссертации. Писал я их очень долго и заранее, консультируясь с друзьями и родителями. На самом деле эти эссе помогли мне понять какие-то вещи о себе, своих ценностях и целях.
Тема моей диссертации – разработка системы предиктивной аналитики на фондовом рынке на основе машинного обучения. В эссе про технические аспекты я не писал, больше говорил о желании развивать свои собственные проекты, собирать команды, развивать себя и влиять на мир вокруг.
Второй этап проходил в формате деловых игр. Я уже участвовал в подобных отборах, и от них, как правило, оставались не слишком приятные впечатления. Тут всё было иначе. Всё оказалось не так, как я себе представлял. Многие думают, что второй этап – это оценка лидерских качеств и способностей вести за собой людей. Мне показалось, что это вовсе не так: игры были очень разные и, очевидно, направлены на оценку различных качеств конкурсантов – от эрудированности и эмоционального интеллекта до ораторского мастерства и навыка организации работы команды. Больше всего мне зашёл конкурс на аналитику литературных произведений. Во время игр было видно, что многие ребята «передавливают» и пытаются быть теми, кем на самом деле не являются. Играть какую-то роль, которую, как они думали, ожидают увидеть оценивающие эксперты.
Стипендиальные средства станут одним из источников финансирования на мою вероятную семестровую поездку по обмену в Швейцарию в EPFL, который входит в ТОП-50 мирового рейтинга.
Тем, кто хочет принять участие в следующие годы, я бы посоветовал быть самим собой и иметь какой-нибудь запоминающийся предмет гардероба, чтобы тебя было легче запомнить – например, бабочку. У меня были очень яркие кроссовки и пёстрые носки.
Анастасия Комарова, магистрант второго года обучения, Институт международного развития и партнерства (программа «Научная коммуникация»)
О конкурсе на стипендию я узнала от руководителей своей магистерской программы: у них был опыт взаимодействия с фондом в рамках грантового конкурса, а студенты предыдущего набора уже выигрывали стипендию. Ребята советовали нам с одногруппниками тоже попробовать. С первой попытки у меня не вышло пройти очный отбор, но в этом году я попробовала еще раз и выиграла. Главных причин у такой настойчивости две: я надеялась получить поддержку фонда на время обучения в Германии этой весной и хотела проверить себя, попробовать свои силы в непривычном формате: вне работы и учебы.
В своей диссертации я рассматриваю, как работает экологическое просвещение в заповедниках и национальных парках России. Вопрос популяризации экологических знаний и рационального природопользования сейчас очень остро стоит во всем мире. Меняется климат, мы регулярно слышим об очередном вымирающем виде животных, натыкаемся на новости об экологических проблемах, но решить их «сверху» неэффективно, для начала нужно объяснить людям, в чем суть проблем и как должно работать решение. Заповедники и национальные парки – идеальные площадки для такого просвещения, эта задача возложена на них законом. И я хочу понять, как они с этой задачей справляются: какие методы используют, чего хотят добиться, с какими сложностями сталкиваются. Надеюсь, что такой системный взгляд на эту сферу поможет найти и укрепить слабые места в экологической осведомленности людей.
Очный отбор состоял из нескольких видов групповых и индивидуальных заданий. Нужно было провести дебаты об МММ, придумать выставку картин, отгадать книги по картинкам, собрать паззл, сделать расписание вуза будущего и, наконец, решить кейс на социальную тему. В этом году было сложно выделить какую-то одну конкретную тему, объединяющую все задачи. Кажется, каждый этап фокусировался на чем-то определенном. Для меня одним из самых простых заданий оказались дебаты, потому что я нередко в них участвовала, знала базовые принципы и, надеюсь, смогла помочь своей команде. Еще я люблю литературу, поэтому мне понравилось задание про книги. Правда, было немного стыдно, что я так мало угадала из знакомых произведений. Самым сложным мне показалось решение кейсов. Это задание было последним, мы все устали, но нужно было собрать последние силы, быстро договориться, придумать и представить решение.
Часть стипендиальных средств я планирую потратить на обучение по обмену в Германии. Университет платит мне стипендию, да и удаленную работу я беру с собой, но финансовой стабильности много не бывает, учитывая текущий курс. Когда вернусь и защищу диплом, планирую оставшиеся деньги потратить на обучение: уже определила для себя несколько навыков, которые хочу подтянуть.
Будущим участникам я советую расслабиться и получать удовольствие. По-моему, никакой суперсекретной стратегии, чтобы пройти оба этапа и получить стипендию, не существует. Достаточно просто быть честным и не бояться провала: страх и излишняя серьезность сковывают и делают оба этапа отбора выматывающими. Хотя на самом деле, на них можно и нужно веселиться, обмениваться идеями с другими участниками. Они не только твои соперники, но еще и интересные, талантливые ребята, у которых можно чему-то научиться.
Михаил Барский, магистрант второго года обучения, факультет программной инженерии и компьютерной техники
Информацию о конкурсе фонда Владимира Потанина я увидел на новостном стенде в Университете ИТМО и решил, почему бы не попробовать. Самым страшным для меня был первый этап конкурса, так как я не являюсь мастером в написании длинных текстов. За две недели до окончания принятия заявок начал потихоньку отвечать на вопросы конкурса: персональные планы на пять лет, как проявляется лидерская позиция, что означает быть лидером в моей сфере, каковы цели и задачи магистерской диссертации. Почти каждый день я вносил правки в написанные раннее ответы и просил своих друзей дать оценку моим рассуждениям. Все это повлияло на мое успешной прохождение в очный тур.
Второй этап, как известно, проходит в формате деловых игр. На каждую выделялось по 45 минут, перерыв между ними от трех до пяти минут. У каждого участника был индивидуальный маршрутный лист, поэтому на этапах каждый раз приходилось кооперироваться с другими людьми. Конкурсы были разных форматов. В одном из них каждый участник придумывал предмет будущего и за минуту пытался доказать его необходимость. В другом состязании по разложенным маленьким карточкам через ассоциации мы искали загаданные литературные произведения.
Любимым конкурсом для меня стали дебаты. Нас поделили на две команды: одни должны были доказать, каким умным бизнесменом был Мавроди, а другие, выступая в роли государства, доказать, что он – мошенник. Во время дебатов ведущие добавляли различные ситуации, в которых необходимо продолжать вести дискуссию. Самым веселым было примерять роль студентов Гарварда на вечеринке. В порыве дебатов я даже вставал на стул, чокался с командой бутылками воды и на английском продолжал дискутировать. В каждом конкурсе приходилось максимально проявлять себя.
Для следующих поколений участников я бы посоветовал писать ответы на первый этап конкурса задолго до окончания приёма заявок, также желаю на время забыть, что такое стеснительность, весёлого настроя и чуточку наглости.
Мария Данилюк, магистрант первого года обучения, программа «Промышленная экология и чистое производство»
О конкурсе на стипендию Потанина я узнала на ITMO.NEWS, но не придала этому большого значения, не поверила, что смогу победить. Через пару дней мой научный руководитель прислала ссылку на участие в конкурсе мне и другим студентам с призывом «Обязательно надо участвовать!». Уже после этого я решила, что буду пытаться.
В этом году конкурс благотворительного фонда Владимира Потанина проходил в два этапа. В заочном туре приняли участие более 6800 студентов со всей России. В очный тур прошли 1998 студентов. Для заочного тура мы готовили мотивационное письмо, научно-популярное эссе на тему предположительной магистерской диссертации, эссе на тему лидерства, эссе о личных планах. В заявке надо было описать тему диссертации, показать свою заинтересованность и вовлеченность, объяснить, почему ты занимаешься именно этой темой. Для победы в конкурсе, мне кажется, сама тема не так важна. Главное – убедительно обосновать актуальность своего выбора.
Второй этап конкурса проходил в формате бизнес-игр, их было семь, а также решения одного кейса. Каждая игра проходила с новой командой. За нами наблюдали эксперты, оценивая, как мы себя ведем в разных ситуациях и как можем строить эффективные отношения. Очень запомнилась и впечатлила игра в пазл, когда каждому игроку команды вручалась часть пазла, который нельзя никому показывать. Задание было собрать его за минуту. На обсуждение решения нам дали 20 минут, при этом нас ограничивали физически, кому-то закрыли глаза, кто-то не мог говорить, а у кого-то руки были убраны за спину. С первого раза у нас не получилось выполнить задание, но нам дали еще шанс, и мы успешно его реализовали. В других бизнес-играх были задания на представление своего клуба, умение вести дебаты, креативно мыслить.
Полученные средства со стипендии благотворительного фонда Владимира Потанина я планирую вложить в свое образование, участие в конференциях, повышение квалификации. Также есть идеи по реализации некоторых проектов в клубе ECO-TECH, в котором я состою.
Всем студентам магистратуры советую обязательно участвовать в конкурсе стипендий Потанина. Победить помогает активная жизненная позиция, целеустремленность, хорошие коммуникативные навыки, и главное – умение договариваться с членами команды. Нужно быть собой. Большим преимуществом будет умение четко и грамотно излагать свои мысли, и контролировать ситуацию во время поиска решений. Главное – не бояться, а действовать.
Ландыш Фатхутдинова, магистрант первого года обучения, физико-технический факультет
Я решила участвовать в конкурсе на стипендию Потанина, можно сказать, по иронии судьбы. Получилось так, что по одной из дисциплин прошлого семестра частью домашнего задания было заполнение заявок на участие в каком-нибудь мероприятии, в числе прочих был и стипендиальный конкурс фонда Потанина. Мне показалось, что это отличная возможность испытать свои силы.
Я серьезно отнеслась к заполнению заявки. Нужно признаться, что это было увлекательно, так как нужно было написать эссе на разные темы. Одно из них было на тему научной деятельности в рамках магистерского обучения. И это, пожалуй, одна из моих любимых тем для размышлений. Я занимаюсь синтезом полимерных капсул, модифицированных наночастицами оксида железа, и изучением их в качестве контрастных агентов для МРТ-диагностики, способных обеспечить лучшее разграничение между здоровой и больной тканями. Таким образом, это позволит улучшить диагностику широкого спектра заболеваний, включая рак, сердечно-сосудистые и неврологические заболевания.
Второй этап конкурса был направлен на выявление лидерских качеств в условиях командной работы. Выполнение заданий принесло мне большое удовольствие, потому что к каждому из них нужно было найти свое креативное решение за ограниченное количество времени. У каждого задания свои правила и особенности, но думаю, что можно выделить одно общее правило: помнить, что ты – часть команды, и у вас есть общая цель.
Чтобы одержать победу, нужно не бояться быть собой и смело высказывать свои мысли (желательно грамотно и четко). Поэтому будущим участникам желаю быть уверенными в своих силах и участвовать в проектах, ведь принять участие в мероприятии такого масштаба – бесценный опыт и тонна положительных эмоций.