Теперь студенты имеют возможность напрямую влиять на качество обучения — каждой дисциплине можно поставить оценку по нескольким критериям: насколько качественно преподаватель смог организовать учебный курс, как проходила его коммуникация со студентами, насколько эффективной она была, насколько студенты довольны этим взаимодействием. Отдельно оцениваются и сами дисциплины: насколько полными и полезными были учебные материалы, качественно ли преподавались эти предметы, насколько в целом дисциплина кажется важной студентам в рамках образовательной программы. Ответить на вопросы анкеты можно до 17 июля.
Так как массово анкетирование проводится впервые, студентов просят оставить отклик и по самому формату анкеты и сообщить, если какие-то аспекты, по их мнению, не были включены в опросник. Также в этом семестре есть вопросы по переходу на дистанционную форму обучения, останется ли этот блок в будущем — покажет время.
Все результаты обрабатываются и анализируются сотрудниками Центра качества организации учебного процесса. Затем отчеты с результатами опроса в обезличенном виде и рекомендациями направляются преподавателям и их руководителям — для принятия решений по развитию или изменению как наполнения учебной дисциплины, так и самих методов преподавания.
У преподавателей нет доступа к динамическим данным, то есть они не могут зайти и посмотреть, как проголосовала их группа. Вопрос анонимности стоит довольно остро — это понимают и в самом Центре качества. Как рассказывает Кристина Тишкина, заместитель директора Центра, достичь полной анонимности сложно, но работа в этом направлении ведется.
«Первое, что говорят студенты: им бы хотелось абсолютной анонимности. Сложность в том, что весь этот проект завязан на ИСУ. Мы идем в направлении максимально индивидуальной траектории обучения, и поэтому добавляем в опрос только тех преподавателей, которые ведут дисциплины у каждого конкретного студента — иначе опросник был бы слишком перегружен. Тем не менее, какое-то решение мы обязательно придумаем в будущем, ведь мы и сами заинтересованы в том, чтобы не показывать открытые ответы студентов напрямую. Но мы постоянно подчеркиваем тот факт, что мы преподносим данные исключительно в обобщенном виде», — комментирует Кристина Тишкина.
Главная цель инициативы — повысить качество преподавания и сделать коммуникацию между преподавателями и студентами максимально эффективной.
«Если мы будем видеть, что подавляющее большинство студентов оценили преподавателя или дисциплину негативно, то мы будем общаться с преподавателем, советовать какие-то программы повышения квалификации или обучения, — рассказывает Кристина Иванова, директор Центра качества организации учебного процесса. — Будем вести этих преподавателей, посещать их занятия и смотреть, насколько ситуация подтверждается при личных наблюдениях, как она меняется, как преподаватель работает над своим профессиональным развитием. Мы больше обращаем внимание на недостаток его компетенций, прорабатываем зону роста и стратегии развития — для этого все и задумано. Преподаватель должен быть готов меняться, обновлять свою дисциплину, применять новые образовательные технологии. И если через год мы видим, что ничего не меняется, это может стать тревожным звонком для руководства факультета».
Но первые тестовые опросы, которые провели на факультете технологического менеджмента и инноваций, показали, что студенты готовы выделить не только негативные, но и позитивные аспекты.
«Мы видим абсолютно разные комментарии: и негативные, и абсолютно восторженные. Студенты пишут, что они рады, что у них появилась возможность передать преподавателю благодарность и свой восторг, которые не всегда получается и не всегда удобно выразить лично», — рассказывает Кристина Тишкина.
В прошлом такая система оценивания уже существовала, но немного в другом виде: опрос по дисциплинам был связан с конкурсом ППС и не давал полной картины, а опрос бакалавров был в большей степени направлен на качество реализации балльно-рейтинговой системы. Поэтому было решено пересмотреть способ анкетирования студентов и сам его формат.
Опрос планируется проводить в конце каждого семестра, в будущем он станет частью системы Аватаров ИТМО. Предполагается и модифицировать формат анкетирования — чтобы больше мотивировать студентов на его прохождение.
«Сейчас мы реализовали опрос в виде простой таблицы, и проходить его, возможно, не очень интересно. А поскольку у студентов много дисциплин, и даже по одной дисциплине лекции могут вести одни люди, а практику — другие, то процесс становится трудоемким. Поэтому в будущем мы планируем прорабатывать различные форматы геймификации», — замечает Кристина Тишкина.