Как менялась программа
До осени 2022 года на программе было несколько направлений: «Биоарт и биомедиа», «Технологическое искусство» и «Цифровое искусство». Но с этого учебного года от жесткого разделения на специализации решили отказаться, и теперь студенты могут сами выбирать и миксовать дисциплины из нескольких элективных модулей:
- «Биоарт» (базовый и продвинутый уровни)
- «ИИ в искусстве» (базовый и продвинутый уровни)
- «Роботическое искусство» (базовый и продвинутый уровни)
- «Гибридные экологии»
- Цифровые миры
- Трансдисциплинарная мастерская
- Перформативные практики
- Сонификация электрофизических процессов
- Экспериментальная студия
Способность строить персональную образовательную траекторию — общая особенность для всех направлений в ИТМО. Но, как объясняют кураторы образовательной программы, отказаться от специализаций их также побудил запрос самих студентов ― часто они хотят попробовать разные инструменты и области искусства, прежде чем остановиться на чём-то одном.
«В этом году мы сделали учебный план более гибким и полностью ориентированным на студентов. Первый семестр для всех одинаков — в это время мы закладываем некий фундамент, чтобы ребята научились ориентироваться в Art & Science и в современном искусстве в целом. А уже дальше, во втором и третьем семестре, они смогут выбрать те дисциплины, которые им особенно интересны. То есть наш студент сможет во время обучения выстраивать собственную траекторию, пробовать разные инструменты, либо сфокусироваться на одном направлении», — комментирует куратор образовательных проектов Центра искусства и науки ИТМО Лина Кипрюшина.
При этом по-прежнему во время обучения студенты могут поработать в мастерских под руководством сайнс-арт художников. Например, звуковую мастерскую будет вести саунд-артист Борис Шершенков, а мастерскую биоарта — Ипполит Маркелов, руководитель лаборатории биотехнологических искусств центра искусства и науки. Также будут проводиться мастерские по искусственному интеллекту в искусстве и цифровым художественным инструментам.
Новые имена и возможности
С 2022 года куратором магистратуры Art & Science стала Ольга Вад, продюсер культурных проектов, соавтор одной из самых ярких выставок сезона 2020-2021 — «HYDRA. Искусство новых медиа в контексте экотревожности» в пространстве «Севкабель Порт».
Добавились и новые звездные имена в списке лекторов теоретического блока программы. Например, курс по современному искусству будет читать философ, историк, куратор, специалист в области методологии искусствознания Борис Клюшников. А с цифровыми инструментами и возможностями программирования в искусстве студентов познакомит Сергей Костырко — инженер, программист, кандидат физических наук и электронный музыкант, резидент международной платформы ArtSci Nexus.
В этом году на программу зачислено 35 студентов, почти треть из них поступили после прохождения 4-недельного онлайн-курса «Внутри Art & Science». Там они в том числе разрабатывали концепцию своего будущего проекта, а в магистратуре уже с самого начала смогут целенаправленно работать над своим арт-исследованием или арт-объектом. Работы планируется представить на выставке уже зимой.
Какие идеи развивают студенты и почему многие из них решили резко сменить специализацию и заняться современным искусством, некоторые первокурсники рассказали ITMO.NEWS.
Роман Аристов
― В бакалавриате я учился здесь же, в ИТМО — на факультете безопасности информационных технологий. О том, чтобы целенаправленно заняться Art & Science, я думал два года, но все не хватало времени из-за работы. А летом я прошел онлайн-курс и наконец поступил в магистратуру. Для меня это интересная возможность сменить профиль и проявить творческий потенциал — заниматься искусством, при этом не уходя из научной среды.
Мой путь сюда лежит непосредственно через жанр киберпанка — еще в школе я очень активно читал Нила Стивенсона и Филипа Дика. Мечты о будущем, альтернативные версии и прочее ― мне всё это очень близко.
В идеале я бы хотел поработать в магистратуре с нейронными сетями и машинным обучением, но также мне интересны постгуманистические исследования и роботическое искусство. У меня есть некоторые идеи для художественного проекта, правда, они еще не обкатаны. Например, есть идея собрать данные участников из какого-то сообщества и объединить их в единый образ, сделать что-то вроде чат-бота от лица всех.
Виктория Терёхина (Виктория Терра)
― О магистратуре я узнала от своей коллеги — промышленного дизайнера, с которой мы вместе делали проекты, она как раз поступила на Art & Science. У меня уже есть пятилетний опыт работы в fashion-индустрии, я развиваю собственный бренд одежды. А вообще, с детства обожаю исследовать всякие необычные материалы, фактуры, что-то на стыке биологических и промышленных технологий. Например, недавно я привезла в Россию кокосовую кожу и использовала ее в своей коллекции. Это очень интересный материал из остатков кокоса, банановых листьев и другой органики — он полностью биоразлагаем, экологичен и даже съедобен.
У меня есть мечта — создать «волшебную» ткань. Звучит наивно, но я имею в виду ткань, которая бы моделировалась на компьютере под заданные параметры человека и использовала бы биотехнологии — например, могла бы сама расти прямо на человеке или оказывать лечебное действие.
До этого у меня уже были разработки по созданию ароматов, пробы пера в перформансе, в цифровом искусстве — на одном из показов я использовала виртуальные маски в инстаграме. Еще был проект по цифровизации ремесла — когда ИИ обрабатывал фактуру домотканой ткани. Меня всегда интересовало что-то современное и нетрадиционное. Мне кажется, в ИТМО как раз та среда, в которой я смогу достать все свои идеи, фантазии, эскизы и наконец реализовать.
Данил Топкасов
― Я окончил бакалавриат в Тюменском государственном университете по направлению «Информационная безопасность». Многие мои друзья из университета потом поступили в ИТМО — так что когда передо мной встал вопрос, какую магистратуру выбрать, я ориентировался на их отзывы. Я очень слабо представлял, чем хочу заниматься, хотел поступить на гуманитарную специальность, но не понимал, как это сделать с моим техническим образованием. А когда увидел описание программы по Art & Science, сразу понял, что это мой вариант.
Но решающим фактором стал список вопросов для вступительного экзамена — по ним я составил четкое представление, что будет в учебной программе, и мне это понравилось. Пока готовился и читал книги по философии — идеи для арт-проектов полетели одна за одной. Я читал о проблемах современного общества, его развития, экологических проблемах — и сразу представлял, как можно было бы показать или подсветить тот или иной аспект.
В числе прочих у меня появилась очень странная идея: что если бы нейросеть могла генерировать фильм персонально под человека — на основе анализа его эмоций, по замеру пульса или, например, на основе его голосовых команд. Но пока что, честно говоря, не представляю, как это реализовать.
Анна Моисеева
― Я училась в Омском политехническом университете, на факультете химических, био- и нанотехнологий. Выпустилась в 2019 году и в течение следующих двух лет искала программы магистратуры, но мне ничего не подходило — всё было довольно узконаправленным.
Мне хотелось объединить химический бэкграунд и свой интерес к философии, истории и науке. При этом всю свою жизнь я хотела рисовать. В поисках себя думала поступить в Академию Штиглица на аниматора, в течение года готовила портфолио. А про ИТМО узнала от знакомых — мой хороший друг учится на Новом физтехе, он как то приводил меня в физическую лабораторию. Он же рассказал мне про направление Art & Science — и оно мне показалось более интересным, чем другие варианты. А сам ИТМО выглядит таким местом, где вкладываются в студентов, а не выжимают их.
Искусство и наука для меня — новое и неизвестное направление. Поэтому я продолжаю узнавать его всё лучше и лучше. Во время подготовки к экзамену я увидела работы нескольких современных китайских художников — они сильно меня задели своей экологической проблематикой и критикой современного мира. Думаю, я бы хотела делать что-то подобное.
Мария Булыгина
― Я училась в РГУ им. Косыгина, на факультете изящных искусств. Во время учебы работала в помощником куратора в галерее «Граунд Солянка». Это была такая типичная волонтерская работа, когда ты постоянно на подхвате и играешь все роли одновременно: помогаешь на монтаже, ведешь документацию, участвуешь в перформансе и сам водишь медиации по выставкам.
Сейчас меня больше интересует цифровое искусство — оно более экспериментальное, неклассическое. У меня есть проект, который я создавала во время курса «Внутри Art & Science». Хотелось бы его доработать и показать на выставке этой зимой. Это инсталляция, основанная на явлении «echo chamber» — системы алгоритмов, автоматизированных рекомендаций, которые не дают пользователю узнать и понять людей с отличными мнениями, а лишь укрепляют его в собственных взглядах, то есть, можно сказать, возвращают его самому себе.
Инсталляция по внешней форме будет напоминать исповедальню — мне эта ассоциация показалась интересной, потому что и туда, и туда люди приходят, чтобы быть услышанными, но в итоге слышат только себя. Внутри зрителя встречает камера, которая записывает движения его глаз и показывает его отражение на дисплеях — и каждый раз, когда он пытается взглянуть на экран, его отражение будет отводить взгляд. У меня уже есть прототип в 3D, есть представление, какие компоненты и программируемые модули нужны, как написать код под эту систему. Но у меня никогда не было опыта реализации чего-то настолько масштабного, поэтому пока что немного страшновато.