Ежегодно в ИТМО поступают сотни победителей олимпиад по информатике ― например, только в 2022-м студентами университета стали 609 олимпиадников. Чтобы постоянно готовить победителей и призеров всероссийских и международных соревнований, необходимо выстроить целую систему работы с талантливыми школьниками. В ИТМО, альма-матер победителей чемпионата мира по программированию, такая работа ведется уже много лет ― в университете не только проводят олимпиады, но и систематически обучают талантливых школьников. Например, в Академии информатики и программирования на базе факультета информационных технологий и программирования (ФИТиП) проводят углубленные курсы по программированию, подготовке к ЕГЭ и олимпиадной информатике.

Но только работать со школьниками недостаточно. Один из главных элементов этой системы ― учителя, ведь именно со школы у ребенка начинается интерес к предмету и именно там закладывается фундамент для его будущих успехов. С этим согласен доцент ФИТиП Александр Маятин ― сам учитель информатики с многолетним стажем, который курирует в ИТМО направление подготовки школьников по соответствующему профилю.

«Мы уже давно понимаем, что работа с учителями должна стать неотъемлемой частью нашей программы. Мы можем сами проводить курсы, набирать десятки групп, допустим, даже 500 детей, но понятно, что в масштабе всей страны это капля в море. К тому же школьник должен сначала прийти на курсы, захотеть участвовать в олимпиадах, а узнает он что-либо в первую очередь от своего учителя и им же мотивируется участвовать в олимпиадах. Поэтому нам нужно сделать эту систему распределенной, чтобы сами учителя повышали уровень подготовки школьников. Это поможет воспитать больше победителей и призеров олимпиад, которые потом придут, в том числе, в наш университет», ― говорит он.

Александр Маятин. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Александр Маятин. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Работа с талантами со всей страны

Именно поэтому в ИТМО активно сотрудничают и со школьными педагогами ― первый такой опыт случился еще в 2011 году в рамках президентского гранта по работе с талантливой молодежью в области ИТ. Благодаря средствам гранта удалось запустить несколько курсов ДПО для учителей Петербурга и нескольких городов России. Но полномасштабная работа развернулась уже в 2021 ― уже как часть Программы развития ИТМО.

В рамках этой программы сейчас реализуется комплексный проект «Центр олимпиад. Работа с талантами». Он включает как работу со школьниками и студентами (в том числе проведение конкурсов, олимпиад, хакатонов, тренировочных сессий, подготовку к олимпиадам и соревнованиям по спортивному программированию и так далее), так и обучение самих учителей информатики специфике олимпиадного программирования.

В частности, в ИТМО запустили специальный курс дополнительного профессионального образования «Методика и практика подготовки школьников к олимпиадам и ЕГЭ по информатике». Как отмечают создатели проекта, курсов ДПО, ориентированных на олимпиадную подготовку, практически не существует. В государственных центрах повышения квалификации учителям обычно рассказывают про цифровые инструменты обучения или про новые образовательные стандарты. К тому же, существует мнение, что учителя и так хорошо знают свой предмет и поэтому в дополнительных лекциях по теории не нуждаются.

Натренировать школьников решать задания ЕГЭ действительно можно по существующим методичкам и сборникам задач из прошлых лет ― то есть просто отработать алгоритм и технику решения до автоматизма. Но с олимпиадами все гораздо сложнее: задачи в них никогда не повторяются, а их решение требует особого подхода. И ключ к нему ― очень глубокое понимание теории.

«В учебниках и пособиях обычно просто дается техника, которую ребенок может использовать, чтобы решать те или иные задачи. Но зачастую даже учитель не понимает, откуда эта техника взялась, на каких принципах она основана. И если для ЕГЭ действительно достаточно голой техники, то в олимпиадах каждая задача уникальна. Поэтому школьник должен иметь возможность самостоятельно прийти к методу решения ― и в этом ему должен помочь учитель. Ну и любой учебник ― это в большей степени изложение основ и небольшой набор примеров, методички ― чаще всего краткие и условные. Основная же ценность успешного учителя ― в его секретах, личных находках, особых решениях: как рассказать, как объяснить, на каком примере показать, как выстроить последовательность изложения», ― объясняет Александр Маятин.

Руководитель проекта «Центр олимпиад. Работа с талантами», доцент ИТМО и тренер чемпионов мира по программированию Андрей Станкевич на презентации проекта в 2022 году. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Руководитель проекта «Центр олимпиад. Работа с талантами», доцент ИТМО и тренер чемпионов мира по программированию Андрей Станкевич на презентации проекта в 2022 году. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Структура программы

Упор в программе делается, во-первых, на глубоком изучении основных разделов теоретической информатики (системы счисления, кодирование и количество информации, алгебра логики), алгоритмизации и программирования, а также технологических тем (электронные таблицы, базы данных, телекоммуникационные технологии) ― информация полностью укладывается в школьную программу. Во-вторых, составители делают акцент на практических принципах решения олимпиадных заданий и, что важно, объяснению этих принципов. За основу берутся олимпиады из списка РСОШ: «Открытая олимпиада школьников (профиль: информатика)», Олимпиада школьников «Гранит науки», «Надежда энергетики», Отраслевая олимпиада школьников «Газпром», Университетская олимпиада школьников «Бельчонок».

Прочитайте также:

Итоги приемной кампании ― 2022: больше олимпиадников, выше средний балл, еще больше направлений

Российские школьники завоевали три золота и одно серебро на Международной олимпиаде по информатике

«Преподавание дает мне чувство, ради которого я работаю уже 20 лет»: лауреат ITMO.EduStars, тренер чемпионов ICPC Андрей Станкевич ― о том, как найти свое призвание

Но главная часть обучения ― взаимообмен собственными наработками и методиками. В конце курса каждый участник должен выполнить финальное задание: либо проработать сценарий нескольких уроков по одной теме, либо подготовить задачи повышенной сложности, на которых смогут тренироваться ученики. Все это пойдет в копилку знаний и будущий задачник. Пока же, как отмечают составители курса, такого единого задачника по информатике просто не существует. Отдельные фрагменты можно найти на разрозненных интернет-площадках вроде «Сдам ГИА: Решу ЕГЭ», «Яндекс.ЕГЭ», авторском сайте Константина Полякова, но они в большей степени  ориентированы на варианты ЕГЭ.

Агрегировать все материалы будет платформа olymp.itmo ― на ней собираются видеозаписи установочных встреч и некоторых лекций из курсов ДПО, разборы задач, методические рекомендации, банк заданий и задач, проверочные тесты для школьников и многое другое. В ближайшем будущем у каждого учителя появится возможность создать в системе личное пространство: пользоваться банком задач, загружать собственные материалы, добавлять в кабинет своих учеников, проводить для них тестирование, отслеживать результаты и так далее.

Таким образом платформа должна стать удобным инструментом как для школьников, так и для самих преподавателей ― в качестве пополняемой библиотеки знаний.

Платформа olymp.itmo. Источник: olymp.itmo.ru

Платформа olymp.itmo. Источник: olymp.itmo.ru

Как принять участие

Прямо сейчас формируются группы с началом обучения в октябре и ноябре. Курс будет проходить только в дистанционном формате, занятия планируются раз в неделю. Общий объем курса составляет 72 академических часа. Участие бесплатное ― узнать все подробности и записаться можно по ссылке.

Обучение проводят сотрудники факультета информационных технологий и программирования ИТМО при организационной поддержке отдела проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ в рамках проекта «Центр олимпиад. Работа с талантами» Программы «Приоритет-2030». Но как отмечают организаторы, привлечение к проекту самих учителей для организации очных групп в Петербурге и других городах России ― также важная часть проекта:

«Мы готовы к сотрудничеству с представителями образовательного сообщества из других регионов по вопросам масштабирования этой программы с учетом региональной специфики», ― заключает менеджер проекта, доцент факультета информационных технологий и программирования Дмитрий Зубок.