Острая нехватка квалифицированных кадров на рынке труда вынуждает бизнес обращаться к университетам напрямую. Если раньше партнеры были готовы забрать выпускников к себе на работу на стартовые позиции после получения диплома, то сейчас формулируется запрос на выпускников, сразу соответствующих уровню Middle и выше. Возникает задача вместе вырастить уверенного мидла уже в процессе обучения в бакалавриате так, чтобы на четвертом курсе он был уже вовлечен в реальные проекты компании. При этом университеты остро нуждаются в преподавателях из индустрии, потому что только отраслевой специалист может быть экспертом в прикладных областях и давать актуальные знания.
Осязаемый результат от совместной работы можно получить, если использовать понятный бизнесу продуктовый подход к проектированию и реализации образовательных программ. Это значит, что партнеры непрерывно работают над совершенствованием продукта, параллельно растут в своих сферах и эффективно используют собственные уникальные ресурсы. Но тогда на первое место выходит задача описания образа результата. В ИТМО нашли решение в компетентностно-ролевой модели обучения (КРМ).
Стенд ИТМО на форуме «Цифровые решения». Фото: Анастасия Колупаева / ITMO NEWS
В условиях, когда новые виды профессиональной деятельности появляются каждый месяц, а само понятие профессии размывается настолько, что не может четко описать образ выпускника, требуемого конкретному работодателю, КРМ вместо абстрактных специальностей описывает роли и необходимые для них компетенции. Это позволяет создавать детализированный образ специалиста в соответствии с требованиями конкретного индустриального партнера. При таком подходе можно проектировать и реализовывать подготовку кадров, необходимых работодателям прямо сейчас и даже в ближайшей перспективе. В ИТМО уже разработали такую модель для подготовки специалистов в области ИИ и даже обучили ее использованию более 300 руководителей и преподавателей образовательных программ российских вузов. В планах — создание моделей для других областей.
По словам Александра Маятина, компетентностно-ролевая модель в первую очередь помогает бизнесу и образованию находить общий язык.
«Продуктовая логика требует от нас, чтобы мы определили образ результата — он должен быть достижимым и измеримым. Именно КРМ позволяет нам четко описать, чего мы хотим, и эффективно использовать ресурсы. Приведу пример: когда к нам в университет приходит индустриальный партнер с готовностью предоставить своих экспертов, мы точно знаем, что ответить. Человек из компании не поймет нас, если мы назовем образовательную программу или абстрактную профессию, или дисциплину из учебного плана. А вот если мы скажем, что эксперт должен совмещать в себе определенные роли и, следовательно, обладать конкретным набором компетенций, мы получим такой же четкий ответ: “Да, мы знаем такого человека”», — поясняет Александр Маятин.
На воркшопе благодаря интерактивному квизу представители компаний и университетов страны получили ответы на вопросы о возможностях, рисках и лучших практиках для партнерства друг с другом, а также гайдлайн от эксперта ИТМО по созданию образовательного продукта.
Форум информационных технологий «Цифровые решения» проходит в Москве с 12 по 15 ноября 2025 года. Он объединил представителей российского ИТ-бизнеса и государственной власти в дискуссиях по ключевым направлениям цифровой трансформации страны. На деловой программе эксперты ИТМО делятся опытом подготовки топовых ИТ-специалистов и новыми форматами образовательных программ.
