Исследование концепции shared governance, участия в управлении университетом (УУУ), в Европейском университете в Санкт-Петербурге проводят специалисты Центра исследования госуправления. В основе shared governance лежат два принципа: во-первых, в управлении университетом должны участвовать все заинтересованные группы — управляющий внешний совет, президент и его административный аппарат, профессорско-преподавательский состав и студенты, — а во-вторых, право принятия решений должно делегироваться той из групп, которая обладает большей экспертизой в вопросе. Руководитель проекта по исследованию УУУ, профессор ЕУСПб Ольга Бычкова отмечает, что успех ведущих вузов мира объясняется тем, что в управлении образовательным учреждением используется именно эта концепция.
«Модель shared governance позволяет повысить качество университетского управления за счет того, что внутри нее четко распределяются задачи, которые выполняет каждый из участников. Ректор и проректора фокусируются на принятии оперативных вопросов жизни университета, комитеты, которые состоят из профессоров и иногда студентов, определяют общую политику развития вуза и дают администрации рекомендации, — рассказывает Ольга Бычкова. — Считается, что эта модель позволяет эффективно управлять человеческими ресурсами — у сотрудников составляется чувство, что университет как организация принадлежит лично им. Кроме того, shared governance помогает найти баланс между стратегическим и текущим планированием».
Для того, чтобы основательно изучить возможность внедрения элементов УУУ в российских реалиях, исследователи изучили системы управления вузами в Мюнхене (Германия), Хельсинки (Финляндия), Томске, Москве и Санкт-Петербурге. Кроме анализа формальных документов, специалисты ЕУСПб также проводили глубинные интервью и включенные наблюдения, и по итогам исследования управленческих моделей они подготовили рекомендации для трех отобранных участников Проекта 5−100 — ими стали Университет ИТМО, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и Томский государственный университет. Для представителей этих вузов они организовали серию обучающих тренингов, один из которых состоялся 13−14 ноября на факультете технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО.
«В моем представлении Университет ИТМО — та структура, которая движется в сторону формирования „республики“ с максимальным участием профессоров и научно-технических работников в управлении вузом. Более того, отличительная черта университета в том, что по сравнению с другими вузами студенты здесь максимально вовлечены в решение тех проблем, которые касаются их жизни. По крайней мере, я больше нигде не наблюдала, чтобы к студентам относились так же, как в Университете ИТМО — ваш ректор всячески способствует тому, чтобы вы проявляли активную жизненную позицию и включались в процесс принятия решений», — комментирует исследователь ЕУСПб Наталья Жидкова.
Декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Филипп Казин подчеркивает, что вуз сегодня находится в стадии трансформации. Для успешного управления изменениями необходима уверенность в том, что все заинтересованные стороны готовы не только участвовать в процессе принятия решений, но и к ответственности за последствия этих решений.
«Хочу отметить, что в вузе создан Студенческий офис 5−100S, управление университетом сейчас и в будущем — наше с вами общее дело. Для нас важно изучить зарубежный и российский опыт, определить, к чему мы хотим прийти и выяснить, какую часть существующей практики мы можем взять и использовать у себя, — говорит Филипп Казин. — Тема shared governance сейчас активно обсуждается в Университете ИТМО, и ей будет посвящено следующее заседание Ученого совета вуза».
Добавим, что с деталями исследования можно ознакомиться на портале Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО