«Все участники Проекта 5−100 очень серьезно реформируют университет — это видно и на уровне систем внутреннего управления, и в свете международных образовательных программ. Идет упор на преподавание дисциплин на английском языке. Сейчас мы приступили к реализации второго этапа программы. Само участие в Проекте 5−100 формирует совершенно иные требования и к руководству, и к студентам, и к нашей стратегии на глобальном рынке», — подчеркнул ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.
По словам руководителей СПбПУ и ЛЭТИ, большую ставку вузы сделали на увеличение количества иностранных студентов. Так, востребованность учебы в Петербурге сильно растет, наибольший спрос наблюдается среди молодых людей из Юго-Восточной и Средней Азии. Европейцы и американцы пока приезжают учиться в основном по программам академической мобильности. При этом, как утверждает ректор ЛЭТИ Владимир Кутузов, впервые с советских времен стали приезжать латиноамериканцы.
Параллельно с изменениями в образовательных аспектах руководители вузов-участников Проекта 5−100 наблюдают и существенное изменение корпоративной культуры, повышение качества отбора кадров, а также рост мотивации студентов и абитуриентов. В университетах меняется оборудование, становятся более перспективными и благоустроенными лаборатории. Ректор СПбПУ Андрей Рудской отметил, что благодаря участию в проекте вузу удалось уйти от сложной внутренней структуры, объединить ряд факультетов. Руководитель Политеха убежден, что вузам стоит пересмотреть и список иностранных партнеров, а также сократить количество приезжающих делегаций, отобрав самые лучшие и известные. Кроме того, в вузе хотят постепенно уходить от сессий и придерживаться модульного образования с применением дистанционных программам и МООС.
Что касается сложностей — по словам ректора ЛЭТИ Владимира Кутузова, труднее всего привлекать на работу иностранных преподавателей. Однако многим удается пригласить на работу тех, кто ранее эмигрировал из России и хотел бы вернуться. Вместе с тем, все ректоры сходятся во мнении, что самая главная трансформации произошла с абитуриентами. Так, все отмечают их практичность, мотивацию и понимание того, что их квалификация непосредственно влияет на их дальнейшую судьбу.
Проект 5−100 реализуется как федеральная программа повышения конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По замыслу разработчиков, участие в проекте накладывает на вузов-участников такие обязательства, как интернационализация работы и увеличение привлекательности на международном рынке для ученых и студентов. Главной целью проекта является попадание как минимум пяти вузов программы в сотню лучших образовательных учреждений мира. Индикаторами таких показателей должны быть рейтинги: Times Higher Education World University Rankings, QS World University Rankings, Shanghai Academic Rankings of World Universities. Университет ИТМО вошел в проект два года назад. В настоящее время в нем участвует 21 российский вуз.
Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО