О разработке критериев для создания «центров превосходства» президент РФ Владимир Путин говорил на заседании Совета по науке и образованию. Он дал поручение подготовить предложения по формированию таких центров.
В мировом понимании под словосочетанием «центр превосходства» кроется организация или группа организаций, которые показывают высочайшее качество разработок в определенной сфере. Это достигается за счет развитой материально-технической базы и компетентных кадров. Один из важнейших показателей деятельности таких учреждений — это выраженный практический результат. Просто заниматься научными исследованиями недостаточно — нужно внедрять передовые разработки в производство. Таким образом, «центры превосходства» способствуют экономическому росту своей страны или региона. Стать таким «центром» могут университет, научно-исследовательская организация и даже лаборатория в составе какого-нибудь предприятия. Кроме того, в мировой практике «центры превосходства» могут создаваться с нуля, под определенные задачи.
«В европейском понимании это скорее организационный инструмент для работы с программами и институтами. Центры встроены в общую систему управления научно-техническим развитием и технологические цепочки добавленной стоимости», — отметил аналитик Центра научно-технологического форсайта Университета ИТМО Дмитрий Хан.
Например, в Германии под «центрами превосходства» понимаются исследовательские проекты, которые могут повысить конкурентоспособность страны. В Финляндии это партнерские объединения самых успешных лабораторий. Зачастую «центры превосходства» отбираются государством по конкурсу, победители которого получают дополнительное финансирование.
А что же в России? По мнению начальника Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нины Яныкиной, на повестке дня в стране — не создание таких центров самих по себе, а формирование сетевой кооперации между институтами и организациями, которые уже претендуют на звание «центров превосходства».
«Разумеется, для выстраивания кооперации и повышения исследовательского и инновационного потенциала таких институтов может потребоваться дополнительная поддержка. Система поддержки НИОКР в стране, включая технологические работы и инжиниринг, требует определенной трансформации, в том числе в силу дублирования функций институтов инновационного развития и ряда программ. При этом стоит отметить, что те преобразования, которые были инициированы в последние годы, привели к определенным положительным результатам. Среди таких инициатив — программы инновационного развития госкомпаний, содействие партнерству вузов с высокотехнологическими предприятиями, развитие инновационной инфраструктуры вузов, формирование инжиниринговой инфраструктуры и рынка инжиниринговых услуг, обеспечение внедрения результатов интеллектуальной деятельности вузов через создание „малых инновационных предприятий“», — объясняет эксперт.
В России сложились не совсем благоприятные условия для развития «центров превосходства» ввиду дефицита ресурсов, ограниченности рынков и необходимости выстраивания новой технологической инфраструктуры, подчеркнул Дмитрий Хан. В такой ситуации эффективной моделью центров могут стать головные организации, главные конструктора или консорциумы, ответственные за полный цикл создания и внедрения технологии, продукта или целой технологической инфраструктуры.
«Ключевой проблемой при построении подобных центров в России является отсутствие постановки задач высокого уровня, требований и потенциальных потребителей результатов. Именно поэтому создание в России центров компетенций с привлечением международных ученых часто ведет к утечке технологий за рубеж за наш счет», — прокомментировал он.
При этом спрос на новые решения для роста эффективности производства всегда есть, добавила Нина Яныкина.
«Вопрос в способности бизнеса и разработчиков найти общий язык. Зачастую именно отсутствие эффективной коммуникации становится серьезным барьером на пути к внедрению новшеств в конкретное производство и индустрию. Впрочем, есть и приятные исключения, когда частный сектор серьезно заинтересован в инновациях. Так, федеральный акселератор GenerationS в 2015 году собрал под эгидой корпоративных треков более 150 организаций и компаний, заинтересованных в технологических и бизнес-решениях, предлагаемых участниками акселератора — стартап-командами и малыми компаниями», — сказала она.
Таким образом, будущие «центры превосходства» могут столкнуться с проблемой внедрения своих инновационных разработок в производство. Для решения этой проблемы в государстве запущена так называемая Национально-техническая инициатива (НТИ), в рамках которой четко определены рынки, на которые будут работать «центры превосходства».
В частности, это рынки беспилотного автотранспорта, медицинских разработок, энергии, продовольствия, систем искусственного интеллекта для повышения эффективности труда и другие. Для реализации НТИ необходимо развивать образовательные программы по перспективным специальностям, а также поощрять бизнес, который готов заниматься инновационными решениями в этих областях.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил среди ключевых направлений НТИ развитие науки и инноваций в университетах.
«Университеты также могут формулировать собственные технологические инициативы и стремиться к технологическому лидерству, создавать не отдельные технологии в догоняющем режиме, а работать на опережение, формируя новый технологический облик мира и находя решения глобальных проблем. В этом и состоит смысл „центров превосходства“. В Университете ИТМО уже год запущена технологическая инициатива по квантовым коммуникациям, которая тесно интегрирована с НТИ. Также на роль „центров превосходства“ в Университете ИТМО могут претендовать такие отрасли исследований, как управление киберфизическими системами, сложное программирование, алгоритмистика и Big data», — подводит итог Дмитрий Хан.