Мероприятие прошло в рамках презентации международной российско-испанской конференции, посвященной развитию городов, которая состоится в июне 2016 года в Петербурге. Конференция предваряет второй Форум пространственного развития, инициатором которого выступил Институт дизайна и урбанистики Университета ИТМО. На лекции Вилли Мюллер выделил так называемые парадигмы развития городов — вызовы и проблемы, которые уже существуют в городах или возникнут в скором времени.
«Эти парадигмы соотносятся с рядом изменений, которые происходят очень и очень быстро. Зачастую они не изучаются в крупных университетах, возможно, из-за инерции: трудно адаптироваться к меняющимся условиям. Слово „парадигма“ лучше всего передает то явление, которое возникает в обществе, когда происходит что-то, что пока трудно описать и систематизировать», — прокомментировал испанский урбанист.
Парадигма городского коллапса
Сегодня специалистам в области градостроительства необходимо понимать, до какого момента можно нагружать городскую инфраструктуру без неприятных последствий. Например, можно ли бесконечно расширять сеть метрополитена, или стоит подумать о других видах общественного транспорта? Точно так же простое увеличение количества общественных пространств не решит проблему нехватки места для проведения досуга, потому что население городов растет в геометрических прогрессиях.
«Как поступать в таких случаях? Мы сделаем как в Мехико, где строятся четырехуровневые автомобильные развязки? Или у нас будут проблемы, как в Лос-Анджелесе, где власти не знают, как перекрыть одну из главных дорог для ее реконструкции? Вопрос в том, сможем ли мы ответить на такой вызов, как коллапс. Коллапс — это крайняя точка наращивания той или иной инфраструктуры. Я не знаю ни одного института, в котором моделируют коллапсы в окружающей нас среде», — сказал Вилли Мюллер.
Парадигма изменения климата
Важное значение для урбанистов приобретают анализ изменения климата и последствия этих изменений. Далеко не все знают, что глобальное потепление даже на 3−4 градуса может привести к затоплению десятка городов, в том числе Санкт-Петербурга.
«И это не просто гипотеза, а данные, которые приближаются к реальности. Уже разрабатываются проекты создания и развития инфраструктуры, в случае если часть городских объектов будет разрушена. Важно включить вопросы такого развития городской среды в образовательные программы институтов», — подчеркнул сооснователь IAAC.
Парадигма локального производства
По мнению Вилли Мюллера, сегодня в мире меняется логика индустриального производства. Тип промышленного процесса, включающий в себя серийное производство и разделение его этапов по разным регионам и странам, постепенно заменяется типом, когда все необходимое делается с использованием местного сырья и на местных индустриальных площадках.
«Старая индустриальная логика должна быть упрощена, потому что она разрушает планету. К счастью, в сознании людей все более важными становятся экологические составляющие производства», — отметил футуролог.
Он добавил, что люди начинают обращать внимание на новые синтезируемые материалы, которые обладают ранее не использовавшимися полезными и практичными свойствами.
Парадигма «натурализации» городов
Другая сторона локального производства — это создание городских биомов. Сегодня ученые все чаще говорят о том, что современные города необходимо вновь «вписать в природу». Например, в Нью-Йорке уже существуют городские фермы, на которых выращивают необходимые местным жителям овощи. Вилли Мюллер предлагает заглянуть немного дальше.
«Можем ли мы себе представить, что у нас получится выращивать все необходимое для пропитания внутри города? Например, в теплицах или зданиях с искусственным освещением. Возможно, об этом уже задумались крупные корпорации, обладающие необходимыми технологическими решениями и возможностями», — прокомментировал он.
Парадигма нужной информации
Чтобы понять, как должен измениться город, необходимо обладать информацией — о движении населения, потребностях горожан, об их стиле жизни и социальном поведении. Но проблема в том, что сейчас любые полученные исследователями данные быстро устаревают и уже не отражают полной ситуации для принятия правильного решения о городском развитии. Именно поэтому важно создать технологические приспособления, которые будут показывать, что делает объект исследования прямо сейчас, а не то, что он уже сделал.
«Только с помощью таких сиюминутных данных можно реально отслеживать городские изменения. Так мы сможем понять, что нам делать с устаревшими элементами быта, например, телефонными линиями. Или мы сможем заранее определить, как долго еще нам будет нужен светофор как основной элемент регулирования транспортных потоков в городе», — пояснил Вилли Мюллер.
Парадигма «медленных» и «умных» городов
«Медленные» и «умные» города — это понятия, которыми горожане все чаще определяют свои предпочтения о развитии их места обитания. Жители мегаполисов устали от постоянной гонки. В то же время развитие технологий позволяет устанавливать более тесную связь между каждым горожанином и существующими городскими системами, например, системой управления транспортом.
«По поводу „медленных“ городов можно привести такой пример: обязательно ли аэропорт с посадочной полосой должен быть на окраине города? Примером „умного“ города может служить Рио-де-Жанейро», — сказал лектор из Испании.
В частности, в Рио-де-Жанейро создан современный операционный центр, где специалисты следят за погодой, мониторят факторы возникновения чрезвычайых ситуаций. Также в городе существуют системы управления общественным транспортом, структурами городского благоустройства.
Парадигма общественного участия
Вилли Мюллер подчеркнул, что большую роль в развитии городов будущего будет играть общественное мнение, так как горожане становятся все более активными в вопросах обустройства их среды обитания. Именно поэтому нужно заниматься просвещением населения в вопросах градостроительства, причем не только среди специалистов разного уровня, но и среди неподготовленных граждан.
«Процесс градостроительства становится все более мультимасштабным и открытым. Теперь архитекторы и проектировщики вынуждены расширять свои узкие профессиональные контакты и развивать сотрудничество с представителями других профессий. Мы видим, например, что социологи делают для изменения облика города зачастую больше, чем архитекторы. А иногда общественные предложения о развитии города более интересны, чем проекты дипломированных урбанистов», — сказал урбанист.
В завершение лекции Вилли Мюллер ответил на несколько вопросов для портала Университета ИТМО о том, что же должен уметь дипломированный урбанист и с какими первоочередными задачами ему придется столкнуться в ходе профессиональной деятельности.
Вилли, должен ли урбанист знать все обо всем, или он должен просто уметь привлекать нужных специалистов для решения городских проблем?
Я считаю, что урбанист должен обладать самыми разными навыками. Институт IAAC, в котором я работаю, сейчас разрабатывает образовательную программу Urban Science, в течение которой студенты будут изучать пять областей знания. Во-первых, это социология. Урбанисту необходимо знать системы и технологии общественного взаимодействия, а также обладать навыками привлечения специалистов из разных сфер для решения тех или иных проблем. Во-вторых, это экономика. Уже сейчас 80% всего производства сосредоточено в городах. В-третьих, экология, куда без нее. В-четвертых, это знания в области современных технологий и тенденций технологического развития. И наконец, пятое — это то, что я называю знаниями о среде обитания. Сюда входит все, что необходимо человеку для спокойной жизни в городе, это все, что его окружает каждый день.
Кроме того, стоит подчеркнуть, что сейчас существуют разные подходы к образованию. Раньше вы поступали в университет на какую-то специальность, получали целый пакет знаний, и по окончании вуза вы могли применить их в самых разных сферах. Сейчас же ситуация изменилась с точностью до наоборот. Вы поступаете на какой-либо факультет и в процессе обучения все более специализируетесь на конкретной области знаний.
Одна из главных идей вашего выступления — это создание экологически чистых городов. Что должно быть сделано в этом направлении в первую очередь?
Самое главное — это качество воздуха. Знаете, как говорят: автомобили — это смог города. Нужно изменить отношение горожан к личному транспорту в сторону негативного и развивать сеть общественных средств передвижения. Но это задача, требующая очень больших усилий, которые нужно предпринимать прямо сейчас. Отличный пример для мотивации — это Пекин. Посмотрите, что происходит, когда никак не регулируется количество автотранспорта, а заводы продолжают стоять в центральных районах города.
Сейчас города в России, в том числе и Петербург, быстро расширяются. Как сохранить социальный и производственный баланс в таких городах?
Властям нельзя концентрировать все свое внимание только на центральной части города и скапливать там производственные, образовательные площадки и места культурного досуга. Необходимо создавать рабочие места, общественные пространства в новых районах, чтобы люди могли там и жить, и работать. Но, если человек останется в изоляции от остальной части города или от других городов, так жить тоже невозможно. Очень важно развивать системы сообщения между разными районами и регионами. Например, это могут быть быстрые поезда, работающие на альтернативных источниках энергии. Кроме того, у населения должно быть как можно больше информации о возможностях, которые у них есть для передвижения, развития, работы в городе, иными словами — больше информации о городской среде.