Владимир Николаевич, Вы являетесь ректором Университета ИТМО уже больше двадцати лет. Как менялся вуз за эти годы? Какие ключевые моменты, по Вашему мнению, сильнее всего повлияли на его трансформацию?
Как и большинство учебных заведений, наш университет за последние двадцать лет прошел через несколько периодов развития. Я думаю, что тот, который относится к середине девяностых годов, был самым сложным не только для российских университетов, но и для всех вузов бывшего Советского Союза. От системы образования, основанной на государственном планировании, мы переходили в совершенно новые и непонятные для нас условия рыночных отношений. На период с 1995 по 1997 и частично 1998 годы приходилось минимальное финансирование, а со стороны самих университетов шла волна приватизации. Причем проводилась она зачастую не для повышения качества образования и менеджмента, а для приобретения дополнительных квадратных метров в хорошем районе: не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах здания вузов находились в центре и были лакомым кусочком для бизнес-сообщества. Поэтому до двухтысячных речь шла не о развитии высшей школы, а о выживании, попытках сохранить то, что есть.
С конца девяностых мы понимали, что долго с этими лозунгами не продержаться, и на первый план вышел новый мотив — развитие. Ясности и фокусировки на каких-то ключевых направлениях пока еще не было, но нам нужно было заявить о том, что мы пережили сложные времена и двигаемся дальше. Университету как организации был необходим дополнительный толчок, праздник, поэтому переломным моментом между первым и вторым периодами стал двухтысячный год, на который пришелся столетний юбилей Университета ИТМО. Мы начали активно проводить конференции, встречи с выпускниками, и эта интенсивная работа продолжалась еще два года, пока не начался третий период развития, когда, помимо усиления образовательной деятельности, мы начали поднимать науку. В то время основным трендом в высшей школе была работа со студентами, которые обучались на платной основе, — их было около 70%. Мы обсуждали этот вопрос с Ученым советом и пришли к выводу, что гнаться за количеством «платников» неправильно: университет тем и отличается от техникумов и ПТУ, что ведет еще и исследовательскую деятельность. Сейчас смешно об этом говорить, но тогда по объему научных публикаций мы не были в первой десятке вузов даже по Санкт-Петербургу, но благодаря коррекции курса в 2009 году мы получили статус Национального исследовательского университета.
К 2005 году мы начали предпринимать первые робкие попытки создания инфраструктуры для коммерциализации, в районе 2010−2011 годов — такие же робкие попытки заниматься международной деятельностью, которые сейчас, как мы видим, принесли значительные плоды: на рубеже 2015 и 2016 годов все направления сложились вместе, как детали пазла. Возник синергетический эффект, когда одновременно развиваются и образование, и научные исследования, возникают новые направления, связанные с форсайтом, предпринимательством, выходом на социальную ответственность. Не могу сказать, что механизм полностью готов и отлажен, но общая картина выглядит отлично благодаря тому, что преподаватели, научные сотрудники, студенты и аспиранты работают все вместе. Вступление в Проект 5−100 дало Университету ИТМО дополнительный импульс, эта программа помогла более четко сформулировать список того, что нужно сделать в ближайшие семь лет, чтобы выйти на уровень учебного заведения, по-настоящему конкурентоспособного на международном рынке.
Проект 5−100 — это про конкуренцию или, скорее, про совместную работу над повышением качества и эффективности всей системы образования?
Система образования на то и система, что ее элементы должны органично сочетаться друг с другом. Не стоит думать, что все высшие учебные заведения похожи друг на друга — каждый университет имеет свою миссию, стратегическую цель, корпоративную культуру, с этим нужно считаться и это нужно понимать. Любые изменения или продвижения требуют продуманной подготовки и совместной работы всего коллектива. Поэтому Проект 5−100 — абсолютно правильная программа, несмотря на то что ее иногда критикуют. Причины критики здесь понятны: количество участников Проекта 5−100 составляет единицы процентов от общего числа российских вузов, и это не вызывает общего восторга у других коллег. Тем не менее, они задают планку, влияют на развитие системы образования не только России, но и мира.
Насколько международное сотрудничество помогает совершенствовать российское образование?
Под международным сотрудничеством не стоит подразумевать только взаимодействие в области научных исследований, хотя мы видим, что появляются команды, которые работают в разных странах и получают великолепные результаты. Опыт иностранных коллег помогает совершенствовать и образовательную деятельность, взглянуть на то, как коллеги выстраивают систему образования, какие требования предъявляют к выпускникам, какие компетенции должны быть у специалистов. Несмотря на то, что в национальных культурах есть различия, основные черты молодого поколения в разных странах во многом похожи, и усилия, которые нужно прикладывать для обучения и воспитания молодежи, если не одинаковы, то по крайней мере имеют инвариантные корни.
Кроме того, международное сотрудничество важно и для совершенствования системы управления учебными заведениями: лучшие практики необходимо заимствовать, локализовывать, переносить на наши площадки. Взаимный обмен студентами, преподавателями и научными сотрудниками важен для повышения качества всей системы в целом, и то увеличение мобильности, которое ведется в последние несколько лет благодаря Проекту 5−100, крайне положительно влияет на качество образования в Университете ИТМО.
Сейчас все чаще говорят об Университетах 3.0 и даже 4.0, о роли вузов в развитии самых различных сфер нашей жизни. Опишите, как Вы понимаете роль университетов в развитии страны? Какую бы функцию этого социального института Вы бы поставили на первое место?
Европейские университеты, которые возникали в основном в раннем средневековье, имели понятную цель: до XIX века они занимались созданием определенных социальных лифтов и выступали хранителями знания. Позже у них появилась и другая миссия — проведение научных исследований, и университеты стали фокусироваться на двух направлениях: генерации новых знаний и обучении студентов технике получения этих знаний. В конце прошлого века стало ясно, что университеты не должны оставаться в стороне от процессов развития города и страны, в которых они находятся, отраслей, для которых они готовят кадры. Поэтому общество и государство стали требовать более серьезного влияния на развитие экономики, создания новых технологий, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, причем полноценной и самостоятельной, а не просто выполнения заказных работ. Такие вузы получили название предпринимательских, или Университетов 3.0, становление которых в России только начинается. Мне очень приятно осознавать, что понимание этой миссии в нашем университете возникло еще лет десять тому назад, и поэтому команды Университета ИТМО приглашают сейчас к обсуждению многих непростых вопросов, касающихся развития страны в целом.
Одна из задач Университета 4.0 — обустройство и изменение региона, в котором он находится. Из этого логично вытекает новая функция — социальная ответственность перед комьюнити, жителями региона или мегаполиса, и, конечно, встают новые вопросы: что такое социальная ответственность, как на общество повлияют те инструменты, которые отрабатываются в вузе, и так далее. Никто не отменяет образование и генерацию научных знаний, но для многих университетов новым и непонятным направлением становится развитие предпринимательства. Я имею в виду передачу студентам предпринимательского духа, создание и внедрение новых продуктов и услуг, которые должны повлиять на жизнь людей. Прятаться больше нельзя — университеты должны открываться для экономики, для работодателей, для местного сообщества и благодаря этому становиться более устойчивыми в своем развитии.
Вы уже знакомы с несколькими поколениями студентов. Чем нынешние студенты и абитуриенты отличаются от своих предшественников? Существует ли в Университете ИТМО проблема «отцов и детей»?
Это понятно, что каждое следующее поколение студентов отличается от предыдущего. Если поколение семидесятых-восьмидесятых получало информацию только по телевидению, телефону и в личном общении, то в распоряжении современных студентов гораздо больше технологий. Информацию они могут получить практически любую, и главная забота — научиться фильтровать «мусор». Но мне кажется, никакой проблемы «отцов и детей» быть не может, если люди одинаково и правильно понимают общечеловеческие ценности, которые не зависят от национальной культуры и религии. Нас всех объединяет Любовь с большой буквы «Л».
Я бы сказал, что каждое последующее поколение чуть лучше, чем предыдущее, иначе бы не было прогресса. Причем я имею в виду не только развитие технологий, но и культуру, отношения между людьми: после Второй мировой войны мир живет без серьезных глобальных потрясений, хотя до этого они повторялись регулярно. Как-то ведь мы пришли к тому, чтобы более бережно относиться к человеческой жизни, к матушке-Земле.
Когда Вы сами учились в вузе, как Вы воспринимали систему высшего образования?
Мы отчетливо понимали, что нам никто не поможет, кроме самих себя, что если нам что-то нужно, то мы должны делать это сами, не спрашивая, почему нам чего-то не дали, не предоставили. При этом безусловным авторитетом для нас были учителя. В школе и в институте я учился у людей, которые победили в Великой Отечественной войне, они по духу были победителями — никогда не говорили об этом напрямую, но чувствовалось, что они прошли страшную войну и мало чего после этого боялись. Это сейчас понимаешь, что в сорок пятом году страна была разрушена, а они запустили атомный проект, первый спутник, осуществили первый выход человека в космос. Наверное, нашим нынешним педагогам не хватает этой внутренней Победы, внутренней свободы, и надо пытаться воспитывать такой характер в себе и в студентах. Учить не складывать крылья и не падать вниз, если не получилось то, что ты задумал, а такое может происходить часто.
В технических вузах любят предсказывать, какие научные открытия и изобретения ожидают нас в будущем. Но мало кто прогнозирует будущее вузов. Как Вы считаете, каких изменений в сфере высшего образования сейчас особенно не хватает?
Я думаю, что не хватает глубинного понимания и реализации того, о чем мы часто говорим — непрерывного образования. После получения диплома образование в широком смысле этого слова не заканчивается — дальше могут быть повышение квалификации, профессиональная переподготовка, но в нашу жизнь пока еще не вошло четкое понимание того, что в течение всей жизни нужно чему-нибудь учиться. В период с 16 до 23 лет происходит становление личности, именно в это время нужно донести идею непрерывного образования до молодежи. Причем нужно не повторять одну и ту же избитую истину на лекциях, а использовать новые инструменты, которые бы сделали постоянное развитие своих навыков неотъемлемой частью жизни. Таких инструментов, однако, пока слишком мало.
Владимир Николаевич, Вас в пятый раз избирают на должность главы университета. Это значит, что следующие четыре года реализации Проекта 5−100 пройдут под Вашим началом. Какие изменения произойдут с Университетом ИТМО к 2020 году?
Изменения будут происходить в соответствии с программой развития университета. Конечно, безусловной догмой она не является — программа будет меняться и корректироваться, но можно с уверенностью сказать, что направление задано верно. За это время хотелось бы вырастить поколение людей, которое придет в управление университетами: их нужно найти, воспитать, подтвердить их готовность к тем изменениям, которые к 2020 году должны произойти в стране. Проверка качества строится не на словах или написании каких-то планов, а по результатам реализации проектов.
Думали ли Вы о преемнике? Каким, по Вашему мнению, должен быть ректор прогрессивного университета?
Я бы сказал, что должен быть не столько преемник, сколько команда, которая не просто продолжит развивать то, что есть, а поднимет дело на новую высоту. Ректор и его сподвижники должны обладать главным качеством — любить не себя в университете, а университет в себе. Я уверен, что после меня придут именно такие люди, в Университете ИТМО их достаточно. Такая работа — это много потраченных нервов, сокращение времени на общение с близкими людьми, но, если ты собираешься управлять многотысячным коллективом, другого пути я не вижу. Основа основ — это Любовь, а все остальное приложится.
Не могу не спросить, когда же нам ждать следующий велопробег с ректором? На улице почти весна.
Думаю, что у нас получится провести велопробег в середине-конце мая — нужно свериться с расписанием моих командировок. Надеюсь, выдастся свободный вечер, в который будет теплая погода, и мы по традиции сможем прокатиться по Елагину острову все вместе.