Согласно опубликованным в середине лета результатам опроса, 91% работодателей считает, что у свежеиспеченных молодых специалистов недостает практических навыков, 53% отмечают нехватку теоретических знаний. Большая часть выпускников, 56%, также сетует на отсутствие практики, а нехватку теоретической подготовки ощущают 25% респондентов. Любопытно, что 74% вчерашних студентов придерживаются мнения, что за неэффективную работу нужно наказывать вуз и лишать его государственной аккредитации, — их поддерживают 80% работодателей и 65% россиян в целом.
Если большинство заинтересованных лиц сомневаются в пользе института высшего образования, нужен ли он вообще? Или, возможно, его стоит реформировать? Участники Клуба экспертов образования обсудили эти вопросы в ходе дискуссии «Кому нужен диплом в 21 веке», которая состоялась в минувшее воскресенье в пространстве Oхта Lab.
По словам профессора практики Московской школы управления Сколково, основателя проекта «Образование 2035» Павла Лукши, описанная ВЦИОМ ситуация складывается не только в России. В Южной Европе до 50% молодежи не может найти себе работу по той же причине: качество и уровень образования не помогают попасть на востребованное экономикой рабочее место, так как университеты по природе своей вынуждены «догонять» рынок.
«Университет не может научить тому, что нужно уже сейчас, так как вы закончите вуз только через четыре-шесть лет. В моей должности фигурирует слово „форсайт“ — возможность смотреть вперед, и мы как университет стараемся видеть, что будет через десять лет, заложить в выпускника те компетенции, которые впоследствии помогут ему развиваться непрерывно, — комментирует заместитель директора по научно-технологическому форсайту мегафакультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО Сергей Колюбин. — Я согласен с ВЦИОМ, выпускники остаются невостребованы, потому что немногие университеты сотрудничают с работодателями и учитывают интересы бизнеса».
Директор Института Неформального образования INO, школы «Апельсин» Дима Зицер подчеркивает, что одна из причин неудовлетворенности высшим образованием кроется в том, что ответственность за результаты обучения возлагают на вуз, государство, саму систему образования.
«Вы используете страдательный залог, но я считаю, что никто, никого и ничему обучать не может — человек может обучаться только самостоятельно. Когда образовательное учреждение способно создать атмосферу, в которой человек сможет чему-то научиться, тогда, поверьте, будет и связь с бизнесом, и использование современных технологий», — говорит Дима Зицер.
Эксперты пришли к выводу, что недовольство выпускников также связано с тем, что средние российские университеты не предоставляют альтернативы. Студентам приходится учиться по фиксированным образовательным программам, им не дают выбирать те компетенции, которые они считают важным развить, — возможность формировать индивидуальные образовательные треки предоставляют слишком мало вузов.
Выбор индивидуальной образовательной траектории должен быть информированным, добавляет Павел Лукша, и уже существует ряд пилотных проектов, благодаря которым университет становится только одной из точек получения опыта, — студенты продолжают развиваться и за его пределами.
«Перед тем, как я приехал сюда, я был на сессии Института широкополосного образования. Это экспериментальный формат, он существует около трех лет, и из Петербурга в нем участвуют около 500 человек, — рассказывает Павел Лукша. — Работает все благодаря системе ролей: человек на полгода становится кем-то. Например, если он педагог, то он полгода читает лекции в качестве волонтера. Потом он берет другую роль, и вместо того, чтобы пять лет слушать лекции, он за это время набирает пакет профессиональных навыков — ключевых и вспомогательных. Мы не одни, кто так делает. В логике, в которой будут разворачиваться эти системы, диплом становится очень условным документом. Вы бежите марафон, марафон — это ваша жизнь, и вам не нужно, чтобы на четвертом километре кто-то на вас повесил красную наклейку».
Новые образовательные инициативы будут жизнеспособными только в партнерстве с ведущими университетами, которые готовы искать новые форматы и активно развивать образовательные программы, считает Сергей Колюбин. Пример тому — Кремниевая Долина, которая развилась на базе кластера ведущих американских вузов. Только университет может стать площадкой, объединяющей компетенции из разных областей, выступить в роли гаранта качества и стать «мостом» между работодателем и выпускником на более высоком уровне.
«Например, массовые открытые онлайн-курсы полезны, так как делают доступным возможность получения дополнительного образования. Однако у МООКов есть недостатки, обусловленные самим форматом. Если ограничиться ими как единственным образовательным инструментом, возникает опасность появления „диванных профессионалов“, которые что-то посмотрели, почерпнули информацию, но никогда не делали реальных вещей руками, не пытались применить знания в бизнесе, в научном проекте. В этом смысле университет уникален, и пытаться воссоздать эту идею где-либо — значит изобретать велосипед», — объясняет представитель Университета ИТМО.
Эксперты озвучили мнение, что диплом о высшем образовании перестает быть явным признаком высокой компетентности специалиста. По словам Павла Лукши, диплом уже не воспринимают как гарантию того, что выпускник что-то знает, и университет становится в первую очередь средой для общения, поиска новых связей и воспитания навыков будущего профессионала. Тем не менее, диплом признанного на мировом уровне вуза остается знаком качества.
«К сожалению, значимость высшего образования сегодня девальвировалась, потому что оно есть почти у каждого. Но, с другой стороны, диплом — это бренд, — говорит Сергей Колюбин. — Если в магазине продается два товара, один из которых прошел сертификацию компетентного органа, вы купите этот товар или тот, который лежит рядом? Возможно, по потребительским характеристикам второй и не уступает, и цена у него ниже. В такой же ситуации оказывается работодатель при выборе сотрудников. Компетенции выходят на передний план, но, так или иначе, бренд и знак качества тоже имеют значения».