Эко или органик?
Согласно мировым стандартам органический продукт — это продукт, при изготовлении которого не были использованы пестициды, синтетические удобрения, регуляторы роста и ГМО. Единственным вмешательством в естественный рост продукта может быть традиционный метод земледелия, который включает использование натуральных удобрений и беспахотную обработку земли. Таким образом, минимальное химическое вмешательство в природный цикл делает из обычного продукта органический. Что же касается экологически чистых продуктов, то это понятие включает больший масштаб производства. Назвать продукт экологически безопасным можно в том случае, если на всех этапах производства были исключены факторы, которые могут навредить природе или здоровью человека. Перерабатываемая упаковка, безопасный состав, использование вторичного сырья, контроль качества и снижение негативного воздействия на окружающую среду — все это признаки экологически безопасного товара. Такие продукты проходят определенную систему сертификации и имеют соответствующую маркировку.
Сигналы маркировки
Покупка товара в магазине — альтернативный вариант пословицы «выбрать книгу по обложке». Все, что нравится нашей зрительной системе и, возможно, устраивает с точки зрения состава, тут же попадает в продуктовую корзину. Если вы ставите себе цель найти органические и экологические товары, то стоит внимательно присмотреться именно к «обложке». Экомаркировка — комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций. Знаки безопасных продуктов могут быть нескольких типов: экомаркировки I типа, органик-маркировки и специализированные знаки, которые указывают на соблюдение норм отдельного этапа производства. Экомаркировки I типа говорят о том, что продукт безопасен для потребителя и для окружающей среды на протяжении всего жизненного цикла. Органик-маркировки сигнализируют о наличии органических и натуральных компонентов в составе.
Тем не менее, некоторые компании-производители могут внушить покупателям ложную идею о том, что их продукция имеет отношение к чистому производству. Один из самых популярных способов обвести потребителя вокруг пальца — лжемаркировка. Такое явление получило название «гринвошинг» — в этом случае продукт или услуга объявляются экологичными без каких-либо на то оснований. Если знак, указанный на товаре, не имеет принадлежности к признанным и юридически закрепленным маркировкам, то можно сказать, что никакую официальную сертификацию данный продукт не прошел. Экоблогер и экокопирайтер Анастасия Приказчикова в рамках Эковоркшопа в Университете ИТМО пояснила: совсем необязательно, что лжемаркированные товары были произведены методами, угрожающими здоровью или природе, однако экологичность процесса создания такой знак также не доказывает.
Каждая страна, политика которой рассматривает вопросы производства экопродуктов, может иметь свою маркировку. В 2001 году Россия пополнила их список. «Листок жизни» — первая и единственная российская Система добровольной экологической сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу (экомаркировка I типа), признанная международным экспертным сообществом. Для упрощения жизни людей, ищущих безопасную продукцию, Экологический союз совместно с экомаркировкой «Листок жизни» создали мобильное приложение «Экополка». Приложение будет полезно для тех, кто не хочет попасть в сети гринвошинга и найти магазины с необходимыми экотоварами.
«Зеленый» миф
Так как вопрос употребления и использования органических продуктов все еще находится на начальном этапе развития, каждый день возникают все новые мифы, касающиеся этой темы. Один из таких мифов: органические продукты полезнее неорганических. Здесь нужно понимать, что органическим может быть шоколад, печенье и другие продукты, которые при большом употреблении не приносят пользы. С другой стороны, вся рыба, используемая в McDonald’s имеет специализированный экознак MSC, который гарантирует, что вылов рыбы не нарушил численность популяции и морские экосистемы. Употребление продуктов с экологической маркировкой — это поддержка естественных правил и законов природы. Это выбор каждого, кто хочет присоединиться к «зеленому» движению. Пользы в плане получения необходимых витаминов и микроэлементов органические продукты принесут не больше, но они точно оградят вас от нежелательно воздействия химических и синтетических веществ.
Дарья Торопова,
Редакция новостного портала Университета ИТМО