Почему женщины-лидеры и какие вопросы они решают?

Как следует из названия программы, ее целевой аудиторией являются женщины, работающие в сфере образования: ученые, а также руководители и специалисты различных подразделений университетов. Пилотный двусторонний проект, в котором участвуют специалисты Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) и представители Университета ИТМО (по три участницы от каждой стороны), состоит из трех этапов и рассчитан в общей сложности на шесть месяцев. Первый этап — планирование будущих проектов. В этом году он состоялся в Лос-Анжелесе — именно здесь в течение насыщенной пятидневной сессии международная команда из шести женщин-лидеров не только слушала лекции об особенностях планирования проектов, но и на практике училась видеть и работать практически с любыми нештатными ситуациями, сопровождающими научный проект на разных этапах его реализации.

По словам директора Центра научно-технологического форсайта Университета ИТМО Натальи Луковниковой, в России зачастую меньше внимания уделяется коммуникационным особенностям, которые в Америке, напротив, оцениваются как чрезвычайно важные. Между тем, именно коммуникация, знание конфликтологии, а также способность рассказать о своей идее правильно и наладить контакт даже с нелояльно настроенным человеком может в итоге определить судьбу всего проекта.

«В качестве проекта я подавала программу развития Центра форсайта Университета ИТМО. Несмотря на то, что он давно существует в вузе, ранее нас было не очень много, а работе не хватало систематичности. Недавно ректором было одобрено изменение нашего центра в сторону расширения штата. С конца прошлого года, то есть фактически с декабря, в нем работают еще пять новых человек, которые являются аналитиками по всем существующим меганаправлениям, а также двум потенциальным меганаправлениям университета. В связи с расширением основные задачи, которые я себе наметила уже на ближайшее время, в первую очередь касаются коммуникации. В этом смысле знания, полученные в UCLA, для меня были полезны. Уже в этом году мы займемся проработкой модели форсайта для возникающих и изменяющихся структур. Например, для нового мегафакультета холода и пищевых биотехнологий это и будет одна из наших больших задач», — уточняет Наталья Луковникова.

Университет ИТМО. Наталья Луковникова
Университет ИТМО. Наталья Луковникова

SciComm-лифт, или как сложить свои возможности в единый паззл

Но не только стратегическое планирование и эффективная коммуникация могут определить успех проекта, особенно если этот проект в широком смысле — вы сами, со всеми знаниями и навыками, которые вы получили, обучаясь на бакалавриате или в магистратуре, рассказывает ведущий специалист по связям с общественностью Центра научной коммуникации Дарья Денисова. Немаловажно и то, как именно вы умеете использовать свои возможности для наиболее выгодного и успешного выстраивания дальнейшей карьеры в мире науки и высшего образования.

«Как мы увидели в UCLA, у них сама идея научной коммуникации встроена в „ткань“ университета, они понимают, какие компетенции нужно развивать молодым ученым и как помогать им делать осознанный выбор. Например, реализуется отдельная программа по обучению студентов навыкам публичного выступления. У них есть очевидное понимание, как выстраивать профессиональную траекторию, которая будет способствовать осознанию карьеры в университете и науке, — говорит Дарья Денисова. — Благодаря этому, например, ребята способны круто изменить свою карьеру, даже если „стартовали“ они в другой теме. История, когда студент, не имеющий отношения к миру IT, проявлял себя в высокотехнологичной сфере, здесь вполне реальна».

Выработка собственной системы карьерной траектории, или своего рода SciComm-лифта, поможет специалистам наиболее успешно применять весь комплекс компетенций в собственных резюме и портфолио, считает Дарья. Такой карьерный навигатор в мире научных коммуникаций сможет выстроить все на первый взгляд разрозненные навыки и знания, полученные в магистратуре, на курсах или каких-либо разовых мастер-классах, в систему. Четко и ясно сложить свои возможности в единый паззл, как формулирует идеолог проекта.

На составление «карты возможностей» (рабочее название проекта) Дарья Денисова планирует потратить ближайшие шесть месяцев. Именно этот срок отводится на второй этап программы, заключающийся в работе над проектом совместно с другими участниками и ментором. Уже к июню она планирует представить саму карту, а также реализовать еще несколько проектов и исследовательских инициатив. В их числе — организация рамочного российско-американского слэма и перекрестных стажировок.

Университет ИТМО. Дарья Денисова
Университет ИТМО. Дарья Денисова

Еще одной участницей программы «Новое поколение женщин-лидеров в высшем образовании» от Университета ИТМО стала доцент кафедры прикладной биотехнологии университета Людмила Надточий.

«В течение пятидневного этапа программы, который прошел в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, мы обговаривали различные активности. Это и возможности совместных образовательных программ, фаблабов, различных инкубаторов, — рассказывает Людмила Надточий. — Но основное, на чем мы планируем сосредоточиться уже в ближайшее время, — это школа юного биотехнолога, которая может стать интересной стартовой площадкой как для старшеклассников, так и для студентов-бакалавров, которые только пытаются заниматься наукой. В UCLA уделают особое внимание привлечению к научной деятельности молодых ученых. В частности, коллеги из Калифорнийского университета поделились опытом по работе летней школы, где бакалавры под грамотным руководством педагогов-менторов работают над своими проектами в краткосрочный период. В ходе тренинговой программы коллеги заинтересовались в реализации подобного совместного проекта в будущем».

Сейчас в рамках этого проекта международный научный центр «Биотехнологии третьего тысячелетия» и кафедра прикладной биотехнологии Университета ИТМО уже запустили курс интерактивных лекций для школьников «Съедобная наука». Основная цель курса, как отмечает доцент кафедры прикладной биотехнологии Университета ИТМО, — привлечь интерес к проекту со стороны школ Петербурга и Ленобласти. Запуск школы юного биотехнолога в полном объеме намечен на осень 2017 года. Планируется, что обучение в ней будет вариативным — в зимний и летний периоды, чтобы большее число будущих ученых смогли принять в ней участие. Обучение в любой из периодов будет разделено на две составляющие: первый — более пролонгированный, когда школьник сможет получить базовые знания в сфере биотехнологий, второй — практический, в течение которого полученные знания можно применить в собственном проекте.

Университет ИТМО. Людмила Надточий
Университет ИТМО. Людмила Надточий

Как рассказывает Людмила Надточий, в перспективе опыт школы можно расширить не только на Петербург и Ленобласть, но и на другие регионы, также привлекая к участию иностранных студентов.

«В настоящее время видение развития проекта есть, основные задачи на ближайшее время — поиск финансовых средств и формирование команды, в которую войдут перспективные студенты с разными компетенциями. Мы сейчас как раз прорабатываем этот момент. Это позволило бы привлечь в летнюю школу студентов из Калифорнийского университета и прочитать им информативный, творческий курс. К июню мы уже должны подойти к взаимовыгодному сотрудничеству: как минимум подготовить пакет документов и проговорить план воплощения задуманного в жизнь. Это первый, промежуточный результат. По реалистичным оценкам коллег из Калифорнийского университета и моего ментора летняя школа сможет принимать иностранных студентов через год», — отмечает Людмила Надточий.

Что дальше?

Итогом второго этапа программы «Новое поколение женщин-лидеров в высшем образовании» станет заключительная пятидневная сессия, которая состоится в Петербурге, в Университете ИТМО. Именно здесь в июне 2017 года российские участницы, а также их американские коллеги из Калифорнийского университета проведут совместный финальный анализ проектов, сформулируют их первые результаты и определят пути дальнейшего развития, в том числе и по тем совместным программам, над которыми будут работать в течение полугода.

«Безусловно, мы видим успех в нашей совместной деятельности. Проект позволил нам найти определенные контакты. Кроме того, появилась четкая задача создавать команды из студентов с разными компетенциями. Как практика показывает, такие проекты успешны за счет того, что люди дополняют друг друга, показывая лучший результат», — заключает Людмила Надточий.