Организаторами контрольной выступили представители Заочной физико-технической школы московского Физтеха (МФТИ). Их идею поддержали в «Яндексе»: в результате решать контрольную онлайн можно было с помощью специальной платформы для проведения таких соревнований и мероприятий «Яндекс.Контест». Сама задумка создать такой интеллектуальный марафон возникла из другого проекта, отметил один из авторов задач, ведущий научный сотрудник кафедры нанофотоники и метаматериалов Университета ИТМО Роман Полозков.

«В прошлом году Заочной физико-технической школе МФТИ исполнилось 50 лет. На фоне этого события возникла идея собрать выпускников и попросить их „выйти решать“ задачки. А потом мы подумали: почему бы не сделать это мероприятие всероссийским по принципу „Тотального диктанта“? Так и возникла контрольная», — прокомментировал он.

На контрольную зарегистрировались около 25 тысяч человек. Но, так как мероприятие проходило в первый раз, некоторым участникам позволили выйти решать задачки на площадках и без регистрации. В Университет ИТМО проверить свои знания пришли десятки человек, среди которых были и школьники, и люди старшего поколения.

Участники контрольной могли решить по пять задач по математике, физике и информатике, на каждый блок заданий отводилось 50 минут. При этом у авторов заданий не было цели «удивить» участников какими-либо экстравагантными задачками, требующими университетских или академических знаний. Решить задачи можно было, полагаясь на учебную программу седьмого-восьмого классов и на собственную смекалку.

«То, что люди разных возрастов не побоялись прийти на контрольную, — очень похвально. Мы не придумывали сложных задач, чтобы люди могли их решить и наградить себя таким образом за смелость. Мы задумывали „Выходи решать!“ в первую очередь как научно-популярное мероприятие, в котором каждый мог проверить свои знания. Это не соревнование и не олимпиада. Именно поэтому задачи были очень вариативными по решению, а при их разборе мы старались использовать и показывать максимум математических и физических методов и формул, чтобы помочь людям вспомнить, как их применять», — прокомментировал Роман Полозков.

И действительно, при разборе заданий контрольной в Университете ИТМО поневоле вспоминались школьные уроки физики, математики и информатики: знакомые закон Ома, правило нахождения гипотенузы треугольника, вычисление процентов или закономерностей. В некоторых задачах можно было обойтись даже обычной логикой, хотя в основном на контрольной проверялись знания теорий и формул, умение мыслить и искать неочевидные пути решения.

Например, в одном из заданий необходимо было найти радиус окружности, встроенной в трапецию. По условиям задачи были известны некоторые значения трапеции (стороны и углы). Для того, чтобы найти радиус, мало было вычислить все недостающие сведения про саму трапецию, но и догадаться прочертить внутри трапеции треугольник, высота которого и будет равняться радиусу окружности. Найдя стороны треугольника с помощью геометрических формул, участник контрольной мог решить задачу.

Другую задачу по математике можно было решить «на пальцах», даже не прибегая к каким-либо особым формулам и теориям. По условиям задачи два мастера вместе могли выполнить работу за восемь часов. Но один из них опоздал к началу работ на три часа, поэтому вдвоем им пришлось трудиться на один час больше, то есть девять часов. Участник «Выходи решать!» должен был выяснить, за сколько часов пунктуальный мастер сделал бы всю работу самостоятельно? Чтобы понять это, нужно было обозначить условную неизвестную переменную, которую можно было использования в уравнении. А в уравнении складывать математические обозначения производительности мастеров. Но решить задачу можно и логическим путем.

В математическом блоке были задачи на теорию чисел, на проценты и на другие математические области знаний. В блоке физики авторы также собрали задания из разных разделов — например, из пневматики (раздел физики, изучающий механизмы и устройства, которые используют для своей работы разность давлений газов). Были и задания, которые проверяли знания по уравнительному балансу, теплодинамике, по условиям равновесия в ситуации, когда важны точки приложения силы. Например, надо было вычислить время вскипания воды или рассчитать мощности приборов, выделяемые при определенном соединении электрической цепи.

В блоке контрольной по информатике также не требовались углубленные знания языков программирования, как могли бы подумать потенциальные участники. Чтобы решить задачи блока нужно было понимать сами принципы и логику построения кода, а также уметь видеть закономерности, чтобы составлять различные последовательности.

Например, в задаче про лесорубов нужно было заставить алгоритм вычислить, какой же лесоруб — самый лучший. По исходным условиям лучший тот, кто срубил больше деревьев. А если количество деревьев одинаковое у нескольких людей, то побеждает тот, кто делал меньше ударов топором, чтобы свалить каждое дерево. В другом задании участник видел группу слов, записанных обычными буквами и закодированных с помощью нулей и единиц. Нужно было понять, какие последовательности цифр обозначают определенные буквы, а потом закодировать с помощью цифр нужное слово. Таким образом, и задания по информатике были рассчитаны на людей со школьными знаниями.

Результаты первой Всероссийской контрольной «Выходи решать!» появятся в личном кабинете каждого зарегистрировавшегося участника в течение одного-двух дней. Организаторы мероприятия не намерены останавливаться на достигнутом. В следующем году контрольная состоится вновь. Поэтому у нас всех еще есть время, чтобы вновь открыть учебники и вспомнить, что же происходит с теплом, которое подводится к кипящей воде, и почему все-таки нельзя делить на ноль.