Что такое человеко-компьютерный интерфейс

Это не чтение мыслей, как может показаться после просмотра многих фильмов, которые так или иначе используют идею человеко-компьютерного интерфейса. И это не визуализация мыслей, а также не контроль за поведением — многие люди боятся «большого брата». Обо всем этом можно не беспокоиться еще следующие лет 15-20 точно. Человеко-компьютерный интерфейс — это устройства, которые сегодня используются для записи активностей мозга и других биологических систем, в основном это применяется в медицинских целях при разработке протезов, систем управления. Или, например, люди, страдающие эпилепсией, могут иметь какие-либо импланты по медицинским соображениям. Интересно, что в Европе и в США существуют разные подходы к тому, какими должны быть эти интерфейсы. В Европе придерживаются мнения, что они должны быть неинвазивными, то есть носимыми, а в Штатах считают по-другому: ученые там больше сконцентрированы именно на вживляемых имплантах.

Нейротеатр. Фото: Светлана Дегтярева
Нейротеатр. Фото: Светлана Дегтярева

Зачем использовать человеко-компьютерные интерфейсы в искусстве

Сегодня у ученых есть возможность записывать сигналы, поступающие из головного мозга, соматической нервной системы в виде некоторых выходных данных. На их основе можно создавать механизмы, которые совмещают эти данные и различные медиа-инсталляции. Мало кто знает, но одна из первых инсталляций, которая использовала человеческие эмоции, была установлена в 1996 году художником Павлом Сметаной и называлась «Комната желаний». Идея основана на фильме «Сталкер» Тарковского, когда герой попадает в комнату, где исполняются его желания. Люди заходили в комнату с экраном, надевали на себя датчики, считывающие активность мозга и ритм сердца, и своими реакциями создавали контент, который транслировался на экране. Среди посетителей был йог, который мог контролировать ритм сердца, и он проверял систему, как она будет реагировать на кратковременные остановки сердцебиения. Другой посетитель выбежал из комнаты с вопросами о том, как художник узнал, о чем он думает.

Если говорить о биоискусстве, то современные художники также используют его для выражения своей мысли. Например, проект Amygdala художника Марко Доннарумма представляет собой роботизированную руку, которая кромсает саму себя. Российский медиахудожник Юрий Дидевич не так давно поставил на Новой сцене Александринского театра «Нейроинтегрум». В ходе этого представления визуальные образы, вызываемые мозговой активностью единственного актера, транслировались на экране. При этом актер не двигался, сидел на стуле.

Лекция Александра Вяльямаэ. Автор фото: Светлана Дегтярева
Лекция Александра Вяльямаэ. Автор фото: Светлана Дегтярева

Известный футуролог Рей Курцвейл предсказал, что технологии будут развиваться быстрее, чем человек сможет понять — это момент сингулярности. Это так: все меняется, и порой мы не можем понять, что происходит, мы не можем быть везде одновременно. Медиахудожники в своих работах пытаются показать, что, возможно, только став киборгами, мы сможем превзойти сингулярность.

Взаимодействие ученых и художников

Европейская комиссия запустила проект STARTS (Science+Technology and Arts), который направлен на развитие коллаборации между учеными и медиахудожниками. Цель такого сотрудничества — создание инновационных технологий. В рамках инициативы уже реализуется несколько проектов. По всему миру проводятся хакатоны в области применения человеко-компьютерных интерфейсов в разных областях. Например, Brainihack в Израиле, а Институт инженеров электротехники и электроники (IEEE) запустил инициативу Brain Initiative, в рамках которой было проспонсировано три хакатона в 2017 году, и многие другие проекты. Хакатоны отлично подходят для того, чтобы заставить людей из разных областей работать вместе и реализовывать новые идеи. Но за три дня, которые обычно отводятся на хакатон, нельзя создать что-то долгоиграющее и значительное. Мы же хотим заниматься долгосрочными проектами.

Лекция Александра Вяльямаэ. Автор фото: Светлана Дегтярева
Лекция Александра Вяльямаэ. Автор фото: Светлана Дегтярева

Demultiplexia

Один из таких проектов — это экспериментальная постановка Demultiplexia, которая была показана в рамках празднования 100-летия Эстонской республики. В ней мозговая активность танцоров визуализируется разными изображениями, которые транслируются на экран. Идея в том, что два танцора общаются между собой невербально, именно посредством этих изображений. Изображения выбираются компьютером в зависимости от эмоций, которые испытывают танцоры. Таким образом мы хотели показать, что танцоры — как киборги, которые смогут общаться без слов.

При реализации этого проекта мы исходили из того, что для мозга не важно, действительно ли вы производите какие-либо движения или же просто представляете их — активность мозга при этом одинаковая. И мы решили записать активности мозга не при отдельных движениях, а при выполнении каких-либо хореографических фигур. Однако эта идея оказалась нереализуемой: мы поняли, что не можем записать сигналы, обозначающие эти фигуры. Поэтому мы сконцентрировались на психосоматических состояниях танцоров при определенных движениях. То есть мы просили танцоров «танцевать» разные эмоции: страх, радость, одиночество, гнев, встревоженность и другие. К разным типам полученного сигнала мы «привязали» определенные изображения. В итоге в ходе танца танцоры пытались передать друг другу именно разные эмоции, которые также визуализировались на экране.

Лекция Александра Вяльямаэ. Автор фото: Светлана Дегтярева
Лекция Александра Вяльямаэ. Автор фото: Светлана Дегтярева

Правила взаимодействия ученых и художников

Что мы узнали после реализации Demultiplexia и других междисциплинарных проектов? Во-первых, все люди представляют одни и те же вещи по-разному: у нас нет единой системы оценки вещей и явлений. Например, яблоко у каждого отдельного человека может вызывать совершенно разные реакции. Во-вторых, для продолжения таких исследований очень важно обоюдное уважение. И это проблема не только художников и ученых-разработчиков. Я думаю, нередки случаи, когда математики не считают, например, социологов за ученых или наоборот. В-третьих, работа в области нейротехнологий и нейросоматических систем открывает новые перспективы и создает очень много вопросов, которые необходимо решать здесь и сейчас. Например, если вы работаете с нейротеатром, вы должны учитывать особенности театральной постановки и при этом думать, как передать движения и эмоции людей на экраны. Это комплексные вопросы, требующие кооперации.

По итогам наших медиахудожественных проектов мы публикуем научные статьи в престижных журналах, в том числе Nature. Нейротехнологии в искусстве, в том числе нейротеатр — это инструменты для более детального понимания того, как работает человеческий мозг. Я думаю, что нейротеатр — это возможность создать «коллективный мозг», то есть объединить эмоции нескольких людей в какой-либо образ. Или, например, мои коллеги думают, что с помощью нейротехнологий удастся разрушить барьеры между человеком и компьютером.

Лекция Александра Вяльямаэ. Автор фото: Светлана Дегтярева
Лекция Александра Вяльямаэ. Автор фото: Светлана Дегтярева

Лекция Александра Вальямаэ стала открытием международной летней школы «Экспериментальный интерактивный дизайн: проектирование носимых устройств для перформативного искусства». Летняя школа проходит при поддержке Института цифровых технологий Таллинского университета, Лаборатории новых медиа Новой сцены Александринского театра, Высшей школы светового дизайна Университета ИTMO.