Ольга Павлова, совладелец компании «Собака Павлова»
Если у кого-то еще осталась мечта о дизайнере-одиночке, который, запершись у себя в комнате с маком наедине, творит шедевры, то лучше ее оставить там, где ей самое место, — в 19 веке. Жизнь немного двинулась дальше, и хороший дизайн сейчас создают коллективы дизайнеров — это правильная позиция ХХ века. Поскольку мы сейчас в 21 веке, то нужно признать правду, от которой не всегда уютно, особенно если вы только начинаете свой путь. Хорошие дизайн-решения создаются командами очень разных специалистов. Разных настолько, что иногда найти язык общий внутри команды — это большая проблема. Давайте с вами обсудим членов команды.
Программисты сложны и очень милы. Конечно, они совершенно несчастны, как только делают шаг в сторону от компьютера. Тем не менее, в дизайне они крайне полезны. И поэтому нужно знать, чем они отличаются от более-менее нормальных людей.
Все, кто имел с ними дело, знают, что они читают на ночь. Варианта два: либо это научная фантастика, либо учебник Фихтенгольца. И то, и другое — сплошной поток текста, желательно без пробелов, желательно с полями поменьше. Программисты ненавидят свободное пространство.
Пока другие участники команды думают о пользователе, моделируют пользовательские сценарии, программисты думают о системе, как она устроена. Система в их голове не посвящена тому, что нужно людям. Постарайтесь обговорить жизненные ситуации, которые затронут реальных людей.
Противоположность программистов — продавцы. Они всегда очень торопятся: не продашь – не покушаешь. И со стороны это выглядит как поведение «принеси то, не знаю что, но очень-очень срочно». Что делать, если такое суетливое существо приходит к вам? Посоветовать не создавать IT-проект за денек, а нарисовать сайт.
Самые безответные люди, с которыми приходится общаться и работать, – это маркетологи. Я знаю заклинание «Авада Кедавра» против любого маркетолога. Подходишь и тихонечко говоришь: «Извините, а кто ваша целевая аудитория?». Всё. Можно убирать хладный труп за собой.
С аналитиками всех сортов нужно дружить, но они не умеют передавать информацию.
Как работает аналитик? Он уходит в мир, что-то исследует, читает, работает с людьми, проводит эксперименты. Проще говоря, обрастает горой данных. Потом он приходит обратно в команду и говорит «вот». С поправкой на то, что люди не очень-то умеют читать. Особенно дизайнеры. Нужно устраивать из представления данных шоу, но в силу интровертных качеств они не стремятся научиться и получают сильный ожог в духе «моя работа никому не нужна».
Нужна, только научитесь ее передавать другим. Картинками, голосом, танцами – как угодно. Ребята реально много знают, но вытащить из них эти знания – тяжелый труд.
Две основных мысли, которые, мне кажется, важно знать в первой четверти 21 века. Во-первых, в дизайне никто не главный. Работа найдется всем. Внутри команды, вне команды. Чем больше разнообразных людей, тем круче результат.
Во-вторых, конфликт, который у вас возникает по ходу создания дизайна – это индикатор совместной задачи. Это не клич, это то, что вполне можно решить, приложив усилия всех сторон.
Михаил Фролов, менеджер социальной сети «Одноклассники» и главный по стикерам в мессенджере «Там-Там»
Целевая аудитория «Одноклассников» — не мама вашего друга и ее подруги. Наш целевой разброс – люди 25-35 лет. Эти люди покупают телефоны, чтобы по ним разговаривать, им часто не хватает хорошей Интернет-связи, и полное сумасшествие для них – тратить сто тысяч на новый IPhone, а не сидеть в «Одноклассниках».
Я отвечаю за стикеры в мессенджере «Там-Там». Что такое стикер? В привычном представлении – это картинка, которая иногда дополнена текстом и доставляет нам удовольствие. Что делают люди в мессенджере на букву «Т», но не нашем? Видят клевый набор и добавляют в свою библиотеку. А потом сидят и ждут момента, когда можно отправить полюбившийся стикер.
Статистика говорит, что люди очень по-разному используют стикеры. Девушки добавляют к себе как можно больше наборов, мальчики — наоборот. Ситуация как с одеждой. Девочки платье купили, а идти некуда. У мальчиков жизнь проще. Есть два костюма: на выпускной и свадьбу.
Поэтому мы решили отказаться от наборов стикеров в своем мессенджере. 21 век, урбанизация, лучше предложить пользователям шкаф в облаке. Стикеры за вас уже сложены. Надо выразить эмоцию — вы пишите «удивлен», запускается поиск, вам показываются подходящие стикеры. Любите смайлики — вводите смайлики. Хотите из фильма — вводите название фильма.
Вместо наборов — постоянно обновляемая витрина, где наверху мы высыпаем новое, в топ – самое популярное, что люди чаще всего посылали за последние сутки. По праздникам мы добавляем в витрину новые тематические стикеры.
Но всем, конечно, не угодишь. У программистов, например, особенные стикеры. «Это все фигня, переделывай» — детские цветочки. Мне один программист показывает набор, который он сделал для своих. Там офис, работают люди, вдруг врывается дама, что-то там колотит бумагой, потом садится и гадит в углу. Берет фекалии и начинает бросаться вокруг. Я спрашиваю: «Это что? Это о чем вообще?». Он отвечает: «Это мы программируем, а вы со своими идеями вокруг».
В нашем топе только один стикер не про цветы, обнимания, губы. Мы их всех называем «губищи». Все друг друга целуют, обнимают. И знаете, что показывает статистика? Визуальная составляющая, от которой так прутся дизайнеры, не играет никакой роли. Люди не разделяют этой усидчивости «давай иконку вылижем и логотип четыре года менять». Если девочка пишет девочке — цветы, обнимания, губы. Если мальчик пишет мальчику — к набору добавляется пиво, водка, нецензурные жесты. Все.
Но мы же не ради этого систему делали! Где интересные стикеры с МакКонахи? Где «Теория большого взрыва»? И мы решили попробовать перевоспитать людей. Мы сделали так, как делает наше государство: не можешь сделать хорошо – запрети что-нибудь. Мы убрали топ, сделали топ имени меня. Я изучал эмоции, какие мы чаще всего пересылаем. Немножко губ, но приличных, Мэрилин Монро какой-нибудь. Немного цветов, но клевых. Если сердце, то отлично нарисованное. И запустили эксперимент. На половину аудитории оставили старый топ, на половину — запустили новый топ.
В итоге, нас ждало фиаско. Мы уронили частоту использования стикеров на 30% во всем мессенджере. Мы думали, спокуха, первый день, похмелье, перетерпят, научатся потихоньку. Но ситуация становилась только хуже. И за три недели так никто ничему и не научился. А потом начали блокировать Telegram, и реакция общественности ударила по команде еще больнее. Даже программисты ходили и ругались.
Вывод: не бойтесь менять привычки людей. Во-первых, это очень тяжело. Во-вторых, в какой-то момент вы поймете, что такое настоящий дизайн. Не про украшательство, не про визуальщину, а про то, чтобы сделать какую-то вещь чуть доступней.
Избегайте дебилизации себя. Отгоняйте от себя мысли, что градиент и правильно расположенная кнопка спасет мир. И если ваши друзья одобряют ваш дизайн лайками, это не значит, что штука заработает.
Пользуйтесь тем, что может дать статистика. Это те цифры, с которыми вы можете прийти и сказать, почему вы приняли именно это решение, а не другое. Потому что, когда вы принесете две картинки человеку, довольно тяжело попытаться его убедить, что одна лучше другой. Но, слава богу, в нашей стране все еще верят, что 5 – это больше, чем 3.
Андрей Балканский, руководитель юзабилити-лаборатории Университета ИТМО
Я утверждаю, что дизайнер – это человек, который умеет добывать и обрабатывать данные.
Вот, например, юзабилити тестирование – проверка гипотезы, сформулированной четко и на основании исследования от заказчика. Однажды мы тестировали сервис для онлайн-торговли на Forex. Целевая аудитория была определена заказчиком совершенно точно: молодые люди, которых только-только начинают интересовать онлайн-торговли. Наши исследования были положены в основу пользовательских сценариев. Они могут быть написаны в абсолютно любой форме. Именно эти сценарии – те гипотезы, которые мы проверяем в usability тестах. Это как раз та точка, на которой дизайн становится наукой.
Есть наблюдение, в результате которого формируется гипотеза, и она проверяется экспериментом. Сам эксперимент – это дизайн. Различные фундаментальные психологические теории, методологии качественных и количественных исследований помогают дизайнеру узнать целевую аудиторию, составить сценарий тестирования, обработать результаты с помощью статистической обработки. И, конечно же, здесь приходится ходить на лекции на социологический факультет, читать книжки по психологии и качественной методологии.
Каждый раз перед тестированием и после мы проводим короткое интервью, пытаемся уточнить мотивации, задачи, цели человека. Чтобы проводить такие интервью, нужно снова быть знакомым с методологиями. Опять наука, опять книжка.
Если вам кажется, что какой-то продукт или сервис удобен вам, это значит, что его создатели очень хорошо исследовали вас. И, возможно, знают вас даже лучше, чем вы.
Виктор Удинцов, ведущий дизайнер DataArt
Вы когда-нибудь задумывались о том, как люди с ограниченными способностями используют современные технологии в своей повседневной жизни? Как можно научить ребенка, который рожден глухим, общаться с внешним миром?
Существует несколько методологий, позволяющих так сделать. Одна из них — азбука Лорм. Вы используете свою ладонь как клавиатуру. На ладони расположены точки, которые отвечают за буквы. Соединяя эти точки и делая небольшие поступательные движения, вы можете сообщить другому о своих желаниях. У методологии один минус: человек рядом также должен знать азбуку.
Но ребята из Берлина из компании Design Research Lab разработали аналог этой методологии и решили ее оцифровать. Эта перчатка, которая также имеет сенсорные точки, но она сама может отправлять сообщения на ноутбук или телефон. В недалеком будущем люди с ампутированными конечностями смогут управлять роботизированными протезами силой мысли.
Мы начали думать о том, как мы можем помочь людям с ограниченными возможностями. Используя наработки от нескольких идей, мы придумали сервис для связи с врачом-терапевтом удаленно. Проведя несколько исследований, я узнал, что терапевт тратит в день от 10 до 40 % времени в день на заполнение отчетов. Сначала вручную, а потом еще и сканируется. Мы хотим сэкономить это время на помощь другим.
В нашем сервисе человек звонит врачу, в момент поднятия трубки запускается идентификация пользователя в базе данных, определяются его данные, история болезни. С помощью технологии распознавания речи сервис записывает диалог и идентифицирует ключи – слова и словосочетания с совпадениями в базе данных. Эти ключи врач может использовать для постановки верного диагноза. Параллельно с разговором идет составление опросника для врача. В результате мы получаем цифровой отчет, который автоматически идет в базу данных.
Пока мы не распространяем проект широко, только предлагаем его некоторым нашим клиентам. Насколько я слышал, на одном из ивентов в Силиконовой долине похожий стартап выиграл много денег.
Кроме того, в Design slam принял участие ведущий дизайнер почты Mail.Ru и рассказал, как создавался интерфейс их нового сервиса.
Все выступления можно посмотреть здесь.